Сложно судить о роли исторической личности, отстаивавшей интересы своей родины в далекие времена только на основе легенд и рассказов, передаваемых из уст в уста. Конечно, трудно при отсутствии архивных документов доказать заслуги предков, но их крепко хранит народная память.
Благодаря программной статье Лидера нации «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» появилась возможность восстановить справедливость, восполнить пробелы в истории, провести исследования и рассказать о славном подвиге Куттыгай батыра Ебескиулы (XVIII век).
…В семью Альмамбета приходит второй женой младшая сестра Кобыланды — Карлыгаш, с ребенком в возрасте 3-4 лет, к тому же беременная (в некоторых источниках называется имя Коланшаш, Куланбике). Но мы, ссылаясь на эпос, предпочли остановиться все-таки на имени Карлыгаш: «У отца один сын и одна дочь. Имя дочери — Карлыгаш, приходится сестрой Кобыланды», — говорится в эпосе «Кобыланды». «Бір ұл, бір қыз атадан. Кыздың аты — Қарлығаш, Қобыландыға қарындас».
Старшая жена Альмамбета Акборык очень хотела сына, ей пришлись по нраву характер и человеческие качества Карлыгаш, поэтому она не возражала против ее союза с Альмамбетом. Согласно преданию, Карлыгаш усыновила двух детей Акборык (по традиции казахов, пропустив под полой одежды, что означает новое рождение). Отсюда возникло имя Жанатуган (заново рожденный). Люди назвали одного ребенка Аман, другого — Кара.
Впоследствии у Альмамбета и Карлыгаш родился сын, которого назвали Ебески (Ибески). Это одно из преданий, дошедших до нас, и не исключено, что в нем есть некоторые неточности. Но об этом чуть позже…
Нельзя правильно понять ни одну эпоху,
не имея представления о ее великих людях.
Ибо сквозь человеческие судьбы
мы не только видим ход истории,
но и проникаемся ее духом.
Нурсултан НАЗАРБАЕВ, Президент РК
Итак, Ебески — племянник Кара Кыпшака Кобыланды, сын его сестры Карлыгаш и Альмамбета.
От Ебески исходят три ветви — Алтай, Куттыгай и Жулдыз. Между ними была еще дочь Кундыз. Впоследствии трех сыновей Ебески, ставших прародителями трех ветвей рода, за их заботу о людях и ратных подвигах прозвали «Үш бөрі».
Это более правдоподобно. В преданиях, которые дошли от старожилов, повествуется о подвигах Алтая, Куттыгая и Жулдыза. По словам одного из аксакалов «… и Куттыгай, и его сын Айна были батырами».
Мы хотим рассказать о Куттыгае.
Основываясь на материалах народных преданий и родословной, можно сделать вывод, что Куттыгай был известным батыром.
«Подвиги и труды равны подвигам Есет батыра, Куттыгай батыр умер от тяжелого ранения в крупном сражении», — говорится в одном источнике.
Т. Усенов конкретно называет его батыром: «От Ебески батыра — Алтай батыр, Куттыгай батыр, Жулдыз батыр».
Писатель Курал Токмурзин, повествуя об Ебески и Ажибае, пишет: «С утра вперед ринулись два формирования. Одно из них возглавлял адай Шотан, другое — кете Алтай батыр. Алтай был первенцем Ебески. В этой же группе был его другой сын, Куттыгай».
Немало заслуг у Ажибай би в урегулировании взаимоотношений с Россией, в том числе торговых.
И в таких ответственных делах всегда возле него находились Арал и Алтай батыры.
В некоторых архивных материалах имена Алтая и Жулдыза приводятся вместе. Но почему вместе с ними не упоминается имя их брата Куттыгая? Скорее, это какая-то ошибка. Не зря же сохранилось в преданиях выражение «Ебескінің үш бөрісі», которое напрямую указывает, что все братья в тот непростой период были всегда вместе.
Ажибай би является известным бием из рода алим Младшего жуза, из подрода ак кете. Вместе со своими младшими сородичами — Аралом, Алтаем и Куттыгаем всю свою жизнь посвятил борьбе за интересы и будущее своего народа. Ажибай би является исторической личностью, его благословил сам Айтеке би. Сведения об Ажибай би встречаются в ряде архивных источников.
Ученый Б. Курманбеков в своей книге «Алтай батыр» приводит немало сведений, полученных из российских архивов.
Так, в письме Ажибай бия о развитии торговых отношений между Россией и Казахским ханством, написанном 10 мая 1747 года генерал-губернатору Оренбурга И. Неплюеву, сказано: «Мы с вами сейчас солидарны, как и прежде. Вы просили нас с помощью Куттыбай батыра и Казыбека наладить торговые отношения между нашим народом и русской страной и отправить наших людей для торговли… Чтобы рассеять ваши подозрения, отправил Куттыбая и Казыбека» (Б. Курманбеков, «Алтай батыр»).
Ученые-историки предполагают, что Куттыбай вполне мог быть Куттыгаем, приходя к мнению, что при переписке из устаревших рукописей допущены ошибки в архивном документе. В письме приводятся имена Арала и Алтай батыров. Не исключено, что в истории были батыры с именем Куттыбай. Как и то, что у Ажибай бия Куттыгай был одним из надежных. Тем более они являются сородичами. Один представляет род айдар, другой — альмамбет, которые исходят к аккошкару.
По историческим данным, Куттыгай Ебескиулы жил в XVIII веке. Ученые утверждают, что Алтай батыр родился в 1703 году. Исходя из этого, есть основания полагать, что его младший брат Куттыгай родился в 1710 году. Возможно, еще позже (данные конкретизируются).
Время Куттыгая было нелегким, по сути, кровавым.
Все три жуза испытывали неимоверные тяготы. А султаны, как волки, грызлись между собой за власть.
В эти годы Ажибай би из рода алим, Есболай би из рода бериш привели свои кочевья на берега Жаика, Уила, Жема, Сагиза.
Батыры Шотан из рода адай, Бокенбай из рода табын, Есет из рода тама, Алтай, Куттыгай и Жулдыз из рода ак кете собрались под знамена Абилкайыр хана защищать земли от многочисленных врагов.
Алтай, Куттыгай и Жулдыз батыры защищали землю своих предков от иноземных захватчиков. Свидетельства об этом встречаются в российских архивах, а также в редких книгах центральной Алматинской библиотеки.
В поисках документов, повествующих о жизни и деятельности Куттыгай батыра, мы побывали в архивах, встречались с аксакалами, которые сохранили в памяти воспоминания о нем. Один из них 92-летний аксакал Капес из аула Эмба Кульсаринского района Атырауской области.
Капес — потомок Ажибай бия в восьмом колене. Ажибай би и Арал батыр покоятся в захоронении Бакашы близ Кульсары. Там им установлен мазар. Место их захоронения Капесу указал его отец.
По словам аксакала, Ажибай дал бата (благословение) Кабылу. Это бата Кабыл повторил Куттыгаю. Тот оставил эти священные пожелания внуку Мамбетали. Последний передал Аманиязу, кто он, выяснить не удалось. Известны его слова: «Не могу найти подходящего человека, чтобы передать священное бата Ажибая. Рассказывают, что на одном большом собрании людей он за дастарханом приметил молодого человека, сделал ему асату и сказал: «Оставляю тебе священное бата Ажибая». Писатель Курал Токмурзин писал: «В миру он известен, как Кабыл, получивший бата Ажибая». Человек, который получил бата от бия Ажибая, был непростой личностью, свидетельствует Курал Токмурзин.
Кабыл би стал видным бием рода кете после Ажибая. Кабыл передал бата Куттыгаю, который также был знаменитой личностью в роде кете. Похоже, бата Ажибая принимают только достойные люди, поэтому Аманияз долгое время не мог найти, кому его передать. Никто не отрицает, что потомок Альмамбета из рода ак кете, сын Ебески, Куттыгай был батыром и обладал святым бата Ажибая.
Учитывая, что захоронения Ажибай бия и Арал батыра находятся в Кульсаринском районе, род Куттыгая кочевал в пределах местности Жылыой и степей Мангыстау, рек Уил, Киил и Кобда. Еще один факт: на северо-западе Кульсары на захоронении «Ұшқан әулие» покоятся представители рода алим, в том числе подрода ак кете. А аксакал Рыскали утверждает, что территории вблизи Кобды — Абдибулак и Сарыбулак — являлись местом обитания потомков Куттыгая.
В Абдибулаке находилась мечеть его потомков. В этой местности захоронены шесть хазретов и двое святых.
А сколько преданных забвению личностей? И разве мы можем забыть имена тех, кто с оружием в руках отстаивал честь и свободу своего народа? Мы восхищаемся подвигами наших предков, защищавших родные земли и соотечественников. Об одном сожалеем, что бессмертные подвиги наших батыров по сей день всерьез никто не исследует.
Один из них Куттыгай Ебескиулы. «Ебескінің үш бөрісі»— это сказано об Алтае, Куттыгае и Жулдызе в связи с их бесстрашием и героизмом. В народе сохранилось немало сказаний о них. Это и легенды, и правдивые повествования. Мы расскажем о них позже.
Мы собрали некоторые исторические свидетельства, документы. Наша главная задача — донести до последующих поколений сведения о таких исторических личностях, как Куттыгай, их вкладе в становление казахской государственности.
С учетом имеющихся архивных документов, преданий не подлежит сомнению, что Куттыгай был настоящим батыром, великим сыном своего народа, отстаивавшим свободу и независимость родной земли и народа.
В заключение хочется привести высказывание С. Цвейга, которые более точно отражают нашу историю, память народа: «Нет ничего прекраснее правды, кажущейся неправдоподобной. В великих подвигах человечества, именно потому что они так высоко возносятся над обычными земными делами, заключено нечто непостижимое; но только в том невероятном, что оно совершило, человечество снова обретает веру в себя».
Казахская пословица гласит: «Если свой род не будешь знать до седьмого колена — сиротой прослывешь». Гордиться славой своих предков — наша святая обязанность.
Основной целью исследования является восстановление исторической справедливости, систематизация знаний о возникновении государственности в различных регионах Казахстана, роли исторических личностей в ходе ее развития. Богатейшее наследие, нераскрытые сокровища предков требуют дальнейшего тщательного исследования.
Ведь, как подчеркнул Елбасы: «Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».
Аскар КАЛИЕВ, потомок Куттыгай батыра