Вокруг Национальной доктрины до сих пор не утихают разговоры, которые сводятся к одному и тому же вопросу — стоит ли казахам становиться государствообразующей нацией?
Если учесть, что численность титульной нации в Казахстане достигла 70 процентов от общей численности, то почему бы, собственно, и нет? Да и вообще, не пора ли называть вещи своими именами? Тем более что этот документ отнюдь не подразумевает подавление других наций, а, наоборот, кто читал его со всей внимательностью, наверняка понял, что цель заключается в объединении всех наций. И изначально в природу доктрины вкладывался большой смысл, в частности — сохранить многонациональность нашей Родины.
Нам повезло, что в Казахстане перемена строя прошла без коренной смены власти. Во главе остался достаточно молодой, профессиональный политик, прошедший школу трудового воспитания в интернациональных коллективах, имеющий многолетний опыт комсомольской, партийной, хозяйственной работы.
— Единственно правильный вывод из нынешней дискуссии о доктрине может быть таким — государству и обществу надо делать все, чтобы сохранить спасительную многонациональность Казахстана. Развивая казахский язык, внедрять его постепенно в новые сферы общественной жизни, но не за счет искусственного сокращения поля русского языка, что лишает русскоязычную молодежь будущего в Казахстане. Русских школ еще много, но русских студентов в наших вузах почти нет. Выпускники уезжают поступать в университеты России, — сказал как-то в одном из интервью известный поэт Олжас Сулейменов.
При всем при этом забавляет поведение оппозиции, ухватившейся за эту доктрину, чтобы лишний раз поточить лясы. Выступая против этого документа, они выступают против национального единства.
Как можно выступать против такого принципа, как национальное единство, которое понимается как сообщество сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп, живущих в нашей стране? Посудите сами. Партия «Азат» заявила, что Доктрина национального единства «не объединяет, а разъединяет общество, вносит раскол и сумятицу в умы граждан». Здесь все перевернуто с ног на голову. Основной смысл доктрины кроется в объединении, а партия «Азат» в тесном союзе с националистами пытается разъединить казахстанцев, внести раскол и сумятицу в умы граждан Казахстана. Вот что в реальности происходит. Доктрина и доктринерство — не одно и то же. Против Доктрины национального единства выступают доктринеры. (Доктринер — человек, слепо следующий своей программной установке, заученным формулам и правилам, его рассуждения основаны на бездоказательных положениях).
Советник Президента Ермухамет Ертысбаев:
— Нас пытаются толкнуть назад, навязав теорию исключительной национальности. Хуже всего для народа, когда отсталость и национальные недостатки возводятся в достоинство, в национальное преимущество. Антилогика комплекса неполноценности, который по закону амбивалентности переходит в высокомерие. И это высокомерие становится поучающим и фанатически непримиримым. Начинают выдвигать ультиматумы: или конституционно и законодательно закрепите особый статус титульной нации, или объявляем голодовку и начинаем акции. Точно так же действовали многочисленные русские организации более 20 лет назад в бывшем Союзе (особенно движение «Память»), вызвав по всей стране масштабные центробежные силы.
Доктрина национального единства — это резюме 18-летнего развития суверенного Казахстана, ценный опыт, история независимого Казахстана, политика в области межнациональных и межконфессиональных отношений, эффективная деятельность президента и руководства страны.
Так каковы же главные признаки национального единства? Это — единое государство, проживание различных этнических групп на территории единого государства, наличие комплекса объединяющих факторов, на основании которых эти группы объединяются в единое общество, осознание причастности к республике, наличие системы ценностей и идеалов, которую разделяют все этнические группы.
Совершенно очевидно, что Доктрина национального единства не предполагает никакого формирования нового этноса или национальности. Она предполагает лишь инструменты укрепления общественного и межнационального единства. Все эти инструменты успешно апробированы за 18 лет независимости Казахстана. Однако эти объединяющие факторы необходимо беречь и защищать.
Аслан ДЕМЕУОВ