Кино — это сказочный мир, полный грез, желаний и фантазий.
В этом мире есть взлеты и падения, промахи и победы.
Во все времена
он притягивал и манил к себе людей. Но мало кто осознает, что за внешним глянцем скрывается сложный
и трудоемкий процесс. Эта сказка —
результат труда сотен
и сотен работников киноиндустрии.
Актюбинка Дана Шангерей не понаслышке знает об изматывающих, курьезных, волнительных моментах съемок. Ее первые работы в кино зрители могли увидеть и оценить в фильме «Кочевник». Дана — художник-постановщик кино. И хотя девушке остался еще год до получения заветного диплома, первые шаги она с успехом сделала еще в 2002 году. Но обо всем по порядку.
Из Казахстана
в туманный Альбион
Дана с детства увлекалась рисованием, мечтала стать дизайнером одежды. Стремление дочери поддержали и любящие родители.
— С шести лет я начала заниматься в разных кружках во Дворце школьников. Пропадала целыми днями. Так и проучилась все 11 лет. Творчество там букально витает в воздухе. Возможно, это повлияло на выбор будущей специальности. Хотя в моей семье нет людей творческих профессий — только инженеры, врачи, педагоги. Сколько себя помню, всегда рисовала. Походив полгода в кружок рисования, решила, что и так талантлива, и бросила, о чем сейчас жалею, — с улыбкой вспоминает Дана.
За два года до поступления в вуз девушка возобновила занятия в изостудии: для учебы в академии искусств им. Жургенова нужны были навыки и знание живописи, академического рисунка.
— В общем-то, когда я поступила в академию искусств, то училась на дизайнера одежды. И по направлению должна была уйти в моду. Но у меня было очень много друзей с театрального факультета, кинофакультета, и мне было гораздо интереснее общаться с ними, чем с «модниками». И к окончанию института я уже думала о том, как уйти работать художником по костюмам в театр. О кино вообще не загадывала, многого не знала, — продолжает актюбинка.
После успешного окончания Алматинской академии Дана один год проучилась в Кембридже, а оттуда перешла в колледж искусств Уимблдона в Лондоне. И английская столица стала для нее буквально родной.
— До получения диплома мне остался еще год. Колледж искусств Уимблдона — один из шести колледжей академии искусств Лондона, который выпускает художников-постановщиков кино. Когда в первый раз поехала в Лондон, возникло удивительное чувство, будто я всегда там жила. Конечно, в начале было тяжело, не хватало близких, другой менталитет, даже вкус еды был другим. Город завораживает своей гармоничностью и красотой. Англичане — очень консервативные люди, соблюдающие все традиции, но в то же время они свободные и эксцентричные. Их любовь к своей культуре, открытость и доброжелательность по отношению к другим людям подкупают. С их стороны нет страха или враждебности к иностранцам, как это иногда бывает, — делится впечатлениями Дана.
Не последнюю роль в выборе страны для учебы сыграл и тот факт, что в Англии сильно развит кинематограф, много молодых талантливых режиссеров. Работа и жизнь с лондонцами развивают чувство сплоченности и командный дух, говорит девушка.
В планах девушки некоторое время поработать в Англии, набраться опыта и, кто знает, может, сделать имя. Но свое будущее Дана связывает только с Казахстаном, и с Актобе, в частности.
Первые шаги в кино
Во время учебы в «жургеновке» Дане представился шанс попробовать силы в фильме «Кочевник». По счастливой случайности как раз в это время студентка академии изучала доспехи и вооружение древнетюркских племен. Около года Дана рисовала эскизы, занималась поиском информации о своих персонажах. И только год спустя в Казахстан приехали западные продюсеры, режиссеры и художники для согласования и утверждения эскизов и запуска съемочного процесса.
— Главным художником по костюмам был британец. Он пригласил для сотрудничества трех ассистентов, и меня в том числе. У каждого из нас была своя секция. Я работала с главной героиней Гаухар, возлюбленной Абылая. Работа происходила следующим образом — мы все садились, набирали кучу образцов материалов, источников и обсуждали персонажи. Придумывали им целую биографию, выбирали подходящий цвет и форму одежды, — рассказывает о работе художник.
После завершения казахстанско-российско-британского проекта актюбинку пригласили участвовать в двух других. Первый — британскую ленту «Уоллис и Эдуард» — снимали в Латвии и Литве. Это история жизни и любви английского принца, который в 30-е годы отказался от престола, чтобы жениться на любимой женщине вопреки противостоянию и угрозам членов королевской семьи.
— Здесь я научилась работать на площадке, подмечать все тонкости. Такая работа очень дисциплинирует, нужно отслеживать нюансы, чтобы не возникло недоразумений, — комментирует Дана.
Работая в следующем фильме, именуемом «Последний король Шотландии», Дана побывала в Уганде. Об этом событии девушка рассказывает так:
— Фильм снимали в Африке. Я там пробыла 3,5 месяца. Этот фильм оказался успешнее предыдущего. Занималась массовкой — одевала спецгруппы: военных, охранников и т.д.
Во время нашего разговора Дана Шангерей призналась, что на днях получила приглашение поработать над следующей частью «бондианы», но только ради этого уезжать из родного Казахстана она не намерена.
— В Англии существует практика, когда студентов приглашают поработать на больших картинах за минимальную плату, или за оплату транспортных расходов и питания. Студент получает опыт работы в этой индустрии и имя в титрах, а компания — дешевый или бесплатный труд. Это своего рода взаимовыгодная сделка. Вчера получила письмо, пригласили поработать над следующим «бондом», но только ради этого я не поеду в Англию, хочу побыть с родными.
В свободном полете
Разговаривая с актюбинкой, которая учится в престижном учебном заведении Англии, было любопытно узнать, насколько отличается уровень образования и преподавания в двух странах. Дана призналась, что в Казахстане очень сильное академическое образование, а англичанам этого порой не хватает.
— Иногда студентам-англичанам не достает академических знаний. Их обучение похоже на то, как учат плавать — закидывают на глубину и дают полную свободу действий. Бывает, что за целую неделю в академии проводят 15-минутные консультации или коротенькие семинары. В основном студенты занимаются сами, преподаватели верят, что молодежь сама достигнет того, чего хочет. И нам постоянного говорят: «Нет правильного и неправильного решения, есть твое решение». Что радует, в Англии отсутствует бюрократическая привязка, это когда ты называешься художник-постановщик кино и должен работать только в этом направлении. К примеру, я, окончив колледж, могу работать в любой сфере киноиндустрии. Свою дипломную работу могу выполнить в любом виде — снять фильм, разработать дизайн дома. Кстати, этим летом нам нужно было продумать тему диплома. Я хочу объединиться с двумя однокурсниками и снять короткометражный фильм как режиссер, а мои друзья выступят в роли художника-постановщика и оператора. Так что сейчас мы в поиске хорошей истории для сюжета.
Баян САРИЕВА