В Казахстане строятся более ста вокзалов, почти четверть из них –
Национальной компанией «КТЖ» в январе была принята программа развития инфраструктуры по обслуживанию пассажиров, рассчитанная на 2011-2013 годы. Первый год трехлетия был объявлен «Годом вокзалов».
— Программа, аналогичная президентской инициативе «100 школ, 100 больниц», запущена и по линии АО НК «Қазақстан темір жолы», — рассказывает директор Актюбинского отделения магистральной сети Сергали Жайлаубай. – Это своеобразный подарок КТЖ к 20-летию Независимости страны. На эти цели нацкомпания выделила 2,7 миллиарда тенге. Вокзалы времен царя Николая II давно обветшали. Помимо этого почти во всех вокзалах залы для пассажиров совмещены с другими технологическими службами. А в некоторых проживают люди, которые приватизировали часть помещения. По новому проекту вокзалы с билетной кассой и залом ожидания будут располагаться отдельно. По программе мы должны построить вокзалы и на маленьких разъездах.
Итак, в Актюбинской области новые вокзалы появятся в 23 населенных пунктах. Из них 3 здания будут первого типа, то есть рассчитаны на перевозку до 100 пассажиров в сутки. 13 вокзалов второго типа будут обслуживать до 50 человек в сутки. Площадь вокзалов первого типа составляет по проекту 1 200 квадратных метров, второго – 450. В семи населенных пунктах построят вокзалы третьего типа, рассчитанные до 10 пассажиров в сутки. Правда, данные объекты больше напоминают автобусные остановочные павильоны. Строительство одного вокзала первого типа обходится нацкомпании в 34 миллиона тенге, вокзала второго типа – в 31 миллион тенге. Сметная стоимость вокзала третьего типа — 14 миллионов тенге.
— Особое внимание мы обращаем на пассажирские платформы, — отметил Сергали Жайлаубай. – Строители сначала обустроят перроны, обеспечат освещение и оградят объект. В настоящее время подрядными организациями завершены земляные работы и ведутся работы по возведению зданий из малозатратных и легковозводимых строительных материалов.
Но сдать все объекты ко Дню Независимости подрядчики вряд ли успеют. Как объясняют сами железнодорожники, много времени ушло на изготовление документов по отводу земель и на другие разрешительные процедуры. Среди подрядных организаций есть предприятия как из Актобе, так и из других городов Казахстана. Были примеры невыполнения своих обязательств подрядчиками, выигравшими тендеры. Пришлось расторгнуть с ними договоры. На смену им пришла актюбинская фирма «Актобеэлектросетьстрой». По словам главного инженера ТОО Махмуда Ешниязова, из шести объектов (станции Мартук, Журын, Бершогыр, Мугалжар, Котыртас и разъезд Талдысай) к новому году они намерены сдать четыре. Оставшиеся два вокзала завершат через пару месяцев. Сейчас на объекты завозятся установки, изготовленные на актюбинских предприятиях.
— Для того, чтобы возвести само здание, уходит 2-3 дня. После этого оно обшивается сэндвич-панелями. Затем мы оформляем вокзал казахским орнаментом. Наша гарантия — 2 года, хотя здание прослужит намного дольше, — заверил Махмуд Ешниязов.
Абат КАРАТАЕВ
Справка «АВ»
Всего в Актюбинской области действует 81 станция. Примерно столько же пунктов выполняют роль вокзалов.
Где какой вокзал
Первый тип — Шубаркудук, Мартук, Карауылкелды
Второй тип – Котыртас, Шиликты, Журын, Бершогыр, Мугалжар, Никельтау, Тогыз, Жайсан, Жылан, Кайдауыл, Кайыр, Ногайты, Шокысу.
Третий тип – Талдысай, Каратогай, Тамды, Темир, Бестамак, Копмола, Карашокат.