Мы называем их детским словом — игрушки. Достаем из коробок раз в год, чтобы через несколько дней вновь сложить и упрятать. Они очень хрупкие, от легкого удара разлетаются на мелкие осколки. Зато без них не обходится ни один новогодний праздник. Каждая елочная игрушка имеет свою историю. К примеру, этот серебристый шар с цветочком и сеточкой на боку родился в Актюбинске в далеком 1991 году на заводе «Актюбхимпласт». Одним из его прародителей стал художник-оформитель Сергей Кабаков.
Забытые имена
В декабре 1978 года Сергей после службы в армии устроился разрисовщиком в цех елочных украшений завода «Актюбхимпласт». Юноша собирался поступать в культ-просветучилище, на отделение «Художник-оформитель», трудовая деятельность помогла ему подготовить работы для вступительных экзаменов. Следующим летом он поступил в училище, четыре года совмещал работу с учебой. И продолжал разрисовывать елочные игрушки до 1991 года, до тех пор, пока завод не «умер».
Именно так говорит Сергей Иванович о заводе, как о человеке, добром, старом наставнике, друге и альма-матер. 13 лет он проработал в цехе елочных украшений, через его руки прошли тысячи и тысячи стеклянных фигурок. На его глазах подсобное помещение разрослось в солидный равноправный цех завода, штат работников увеличился с сотни до двухсот сорока человек.
— Завод «Химпласт» в те годы возглавлял Марат Хасанович Ахмедзянов, но производством практически руководил главный инженер Яков Миронович Ходос. Начальником цеха елочных украшений была Нина Федоровна Базай. В художественной мастерской завода, где изготавливалась наглядная агитация, работали известные в Актюбинске мастера — Мисюрин, Симонов, Телеушев. Был еще сувенирный участок, которым заведовал участник войны Владимир Васильевич Колесов, знаменитая в те годы личность. В начале 80-х на завод светотехники при «Химпласте» по направлению из Свердловска прибыл дизайнер Виталий Гуреев, — называет фамилии наш собеседник.
Завод, расположившийся на улице Кобозева, держался на трех китах. Первый цех — химический, здесь изготавливались олифа, краски, лаки, замазка. Второй — пластмассовый, и третий — зеркальный. Позже стали разрабатывать четвертое направление — изготовление елочных игрушек.
Серия «Мальчишей-малышей»
— Сырье для елочных украшений мы получали из подмосковного города Клин, а также из города Бор (ныне Нижегородской области). Упаковочный материал сначала поступал к нам из Алма-Аты, позже мы наладили сотрудничество с местной типографией, — рассказывает Сергей Иванович.
Сырье или стеклодрот, заготовки — это стеклянные трубочки разного диаметра длиной чуть больше одного метра. Первым делом заготовки «растапливали» газовыми горелками при температуре 1 500 градусов, после чего стеклодувы силой собственного дыхания выдували из них фигурки.
— Было два способа выдувания: свободное дутье и дутье с помощью пресс-формы. Первым способом готовились шары, верхушки для елок, стеклянные сосульки. Вторым — рыбки, собачки, снеговички, и так далее, — вспоминает наш герой.
Кстати, разрисовщик Сергей, ставший лет через пять дизайнером заводоуправления, сам разрабатывал модели и мастерил из алюминия, позже из ковкого чугуна, пресс-формочки. Фотоснимки одной из разработанных им новинок сохранились у Сергея Ивановича до сегодняшнего дня. Это золотые рыбки с хвостами из серебристой мишуры. Хвосты получались разными, в зависимости от того, как приклеить пучок нитей. Одной из любимых серий, по словам художника, были игрушки «Мальчиши-малыши».
— Я создал стеклянного карапуза, глядя на собственную фотографию в детстве, — смеется мужчина, доставая из большого семейного альбома тот самый снимок. — Вот он я, с краю, в шапке-ушанке. К тому же у меня самого уже подрастал сын. В наборе было восемь игрушек, каждая имела характерные черты. Я хотел, чтобы, глядя на елочную игрушку, люди видели в ней своих маленьких шалунишек.
Элементы творчества
От стеклодувов игрушки попадали в вакуумную установку, где покрывались алюминием. Здесь работали аппаратчики. Затем происходила покраска либо окунанием, либо аэрографом. В чаны с краской игрушки окунались вручную. На следующем этапе большую часть изделий отправляли на разрисовку. В итоге готовые елочные игрушки попадали в руки упаковщиков. Цеха стеклодувов, покраски, разрисовки считались вредным производством, работникам выдавалась определенная норма молока.
Самой интересной и творческой была, конечно, профессия разрисовщика. Несмотря на то, что изделия шли потоком и рисунки наносились однообразные, трафаретные, можно было и поэкспериментировать.
— Цветы, снежинки наносились на стеклянные шары акриловыми красками. Без карандашного наброска, сразу кистями каждый из нас разрисовывал за смену примерно полторы сотни игрушек. Если это были собачки, кошечки, то один человек выдувал им стеклянными трубочками черной краской глаза, другой наносил красной краской ротик. Так за смену, понятное дело, мы могли «понатыкать» и две тысячи изделий. Мне, например, нравилось расписывать ромашки на шарах, можно было проявить элементы творчества. Ни один шар не был в точности похожим на другой. В разгар перестройки, когда повеяло свободой мысли, мы стали на шарах трафаретом писать слова «Перестройка», «Гласность».
Зарплата джинсами и футболками
Сергей Иванович припоминает случай, когда в горкоме партии состоялась выставка изделий, в том числе и елочных игрушек. Немецкая делегация с интересом разглядывала шары с призывами к перестройке, и даже предложила украсить их портретами Горбачева. Молодой тогда разрисовщик обратился к немцам с предложением о сотрудничестве, надеясь хоть таким образом заменить давно устаревшее оборудование в цехе елочных украшений. Но вопрос актюбинца повис в воздухе, переводчик не посчитал нужным передать его слова гостям. А секретарь горкома, чуть задержавшись, холодно спросил: «Кто позволил вам говорить?». Это сейчас мы с радостью распахиваем двери инвесторам, трубим о сотрудничестве. Тогда мысли о зарубежном партнерстве считались крамольными.
— У меня сработало какое-то шестое чувство, я понимал, что это было бы взаимовыгодно, ведь за рубежом работают такие же люди, у них такое же производство, только более современное, — поясняет свою позицию мужчина. — Тем более что некоторый опыт такого сотрудничества у завода «Актюбхимпласт» уже был. Елочные игрушки мы в первую очередь поставляли по Казахстану: в Алма-Ату, Аркалык, Караганду, Петропавловск и другие города. А в тяжелые перестроечные годы большие партии стали фурами отправлять в Венгрию. Смешно сказать, но там на вырученные деньги закупались дефицитные у нас тогда «тряпки»: футболки, майки, джинсы. Часть этого товара руководство завода выдавало работникам вместо зарплаты. Этими же вещами рассчитывались за сырье для цехов. Бартер помогал производству выжить в то сложное, безденежное время.
Свое дело
В 1991 году на складе, где хранились упаковки, игрушки, случился пожар. Вскоре объявили о ликвидации завода. Все эти события плюс нестабильная обстановка в мире, стране не прибавляли оптимизма.
— Как мы себя чувствовали тогда? Ну как можно жить, когда ком в горле? Сотни людей остались без работы. Кто-то переехал в Россию, кто-то в Германию. Я встретил знакомую женщину-стеклодува, работающую уборщицей. А кто-то поднялся со временем, создал свое дело.
К таковым можно отнести и самого Сергея Кабакова. Сегодня он — индивидуальный предприниматель. Вместе с детьми разрабатывает дизайн, проектирует, мастерит торговое оборудование и мебель.
Единственный, сохранившийся со времен «Химпласта» серебристый шар напоминает ему о годах завод-ской молодости. Ромашка в центре, небрежные штрихи, сеточка, нанесенная тюлем — вот он полет авторского воображения и творчества, создавший искреннее новогоднее настроение тысячам актюбинцев.
Ностальгия
Накануне Рождества в музее искусства пройдет выставка елочных украшений. Идея его проведения принадлежит сотруднику музея Елене Игнатовой, у которой уже более 30 лет хранятся игрушки, изготовленные на заводе «Актюбхимпласт».
— Я заметила, что на наших экспозициях особое внимание привлекают картины Алексея Верещагина из серии «Старый Актюбинск». Люди старшего поколения испытывают ностальгию, вот мы и решили вернуть им детство, выставив старые игрушки, — говорит Елена.
Детство самой художницы прошло по соседству с «Химпластом». Она часто бывала в цехе елочных украшений на экскурсиях с одноклассниками.
— В доме моих родителей было много самых разных украшений, помню, мы развешивали на елку стеклянные гирлянды, ракеты местного производства. Но, как вы понимаете, стекло быстро бьется, трудно сохранить такие игрушки. Остались буквально пара шаров, пара собачек и макушка на елку. Они и станут первыми экспонатами выставки.
Музей искусств приглашает всех актюбинцев принять активное участие в выставке елочных игрушек.
Гульсым НАЗАРБАЕВА