Защитит ли потребителя разграничение полномочий между госорганами? Куда обращаться ему в случае нарушения его прав? Эти и другие вопросы обсуждались в областном департаменте по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей в ходе круглого стола.
ДКРЕМ, ЗК и ПП
В проведении круглого стола, организованного областным ДКРЕМ, ЗК и ПП, приняли участие также представители областных департаментов, юстиции, государственных доходов, охраны общественного здоровья, других государственных органов, а также национальной лиги потребителей.
Два в одном
Постановлением Правительства РК от 17 февраля этого года «О некоторых вопросах министерств здравоохранения и национальной экономики РК» Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Комитет по защите прав потребителей реорганизованы путем слияния в Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Стоит отметить, что в свое время функции защиты прав потребителей были переданы Комитету по защите прав потребителей МНЭ РК, в который вошла санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения.
Довольно часто приходилось сталкиваться и соглашаться с тем, что на данное ведомство легли многие, не присущие для него функции. Зачастую потребителям советовали только одно – обращаться в суд.
Так что реорганизация двух ведомств вполне своевременна, однако не все так просто.
— Сегодня Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан и его территориальным подразделениям переданы функции уполномоченного органа по защите прав потребителей, но это не означает, что Комитет и его территориальные подразделения занимаются всеми вопросами защиты прав потребителей.
Функциями по защите прав потребителей обладают и другие государственные органы, которые в рамках своей компетенции рассматривают и защищают права потребителей. В их числе рассмотрение обращений физических или юридических лиц, информирование потребителей о товарах (работах, услугах), представляющих риск для их здоровья и безопасности.
Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются соответствующими отраслевыми законами Республики Казахстан.
Зачастую к нам обращаются предприниматели. Но надо четко понимать, что потребитель – это физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью, — сказала руководитель областного департамента КРЕМ, ЗК и ПП Гульнур Масина.
Что входит и в чью компетенцию…
По словам Гульнур Масиной, некоторые вопросы входят в компетенцию возглавляемого ею ведомства, а некоторые — нет. Поэтому по подведомственности жалобы и обращения направляются в соответствующие государственные органы.
— Если это касается качества продуктов питания, то это вопросы органов санитарно-эпидемиологического надзора, если обмана потребителя, в том числе обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями (организациями), осуществляющими торговую деятельность, и оказание услуг, то это вопросы органов внутренних дел.
Если появляются сомнения в точности измерительных приборов, например, весов, то потребитель вправе обратиться в органы, осуществляющие государственный контроль в области технического регулирования и обеспечения единства измерений: скажем, покупает потребитель один килограмм картофеля, приходит домой и перевешивает, а там 900 граммов.
То есть все госорганы должны заниматься защитой прав потребителя в рамках своей компетенции. В нашей компетенции общая координация вопросов защиты прав потребителя. Если субъект естественных монополий нарушает права потребителей, то мы в рамках своей компетенции рассматриваем вопрос.
Наш департамент проводит мониторинг 19 наименований социально значимых продовольственных товаров. Есть колебания цен в основном на картофель и овощи, так как прошлогодние запасы уже закончились. Продукцию везут к нам из южных регионов страны, Узбекистана, Кыргызстана и Российской Федерации. Наша задача в этом плане – защита конкуренции, а она существует. Другой вопрос – ценовой сговор. Но на данный момент такие факты не выявлены, — объяснила руководитель областного департамента КРЕМ, ЗК и ПП.
… и коллизии закона
А вот тут-то и возникают коллизии, то есть противоречия в законе или нормативных документах. К примеру, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг). Довольно интересный момент, что это компетенция органов внутренних дел. Когда налицо мошенничество – это стопроцентно к полиции.
Но, если на упаковке не указан какой-нибудь краситель, консервант, другая пищевая добавка из семейства «Е», содержащийся в продукте? Или, наоборот, красочная упаковка гласит, что продукт содержит целую линейку витаминов, активных веществ, а кроме лимонной или аскорбиновой кислоты, никаких других добавок нет? Или же на темно-красном фоне мелкими черными буквами написан состав, который и при ярком солнечном свете человек со стопроцентным зрением вряд ли прочтет? Кто будет этим заниматься? Следственный комитет? Местная полицейская служба? Отдел по борьбе с чем? Согласитесь, не совсем профильная функция.
Или еще момент. Обвешивание. В чье ведомство обращаться в первую очередь? Купил человек один килограмм картофеля, а дома оказалось, что там 900 граммов. Возникает вопрос: весы неисправны или продавец обвесил потребителя другим каким-то способом? Идти в областной департамент Комитета технического регулирования и метрологии или сразу писать заявление в полицию?
— Несомненно, коллизии существуют, но мы всегда смотрим и анализируем, в какой орган направлять обращение. По любым же вопросам физическое лицо может обратиться в наш департамент. Мы по компетенции будем направлять обращения в соответствующие государственные органы, здесь проблем нет.
Есть у нас представительство РОО «Национальная Лига потребителей», с которой мы тесно взаимодействуем. Они консультируют потребителей и помогают им, — пояснила Гульнур Масина.
Грамотность – оружие потребителя
Как было отмечено на заседании круглого стола, населению необходимо прививать менталитет грамотного потребителя.
— С самого детства нужно знать свои права, права потребителя. Ведь каждый из нас им является. К нам поступают звонки и обращения, в основном они касаются покупки сотовых телефонов и мебели. Мы стараемся ограничиться консультациями, но в трех случаях дело довели до суда, — рассказала представитель РОО «Национальная Лига потребителей» Сафура Тулькибаева.
Кстати, отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию в подтверждение факта приобретения товара.
— У нас есть телефон доверия в департаменте – 54-93-29. С апреля по июнь 2017 года к нам поступило около 60 телефонных звонков. По всем этим обращениям даны исчерпывающие консультации, — заверила Гульнур Масина.
В ходе заседания круглого стола говорилось и о том, что представители некоторых государственных органов перенаправляют потребителей с их обращениями в другие органы, которые некомпетентны в тех или иных вопросах. Этого допускать нельзя, а следует координировать свою работу.
В завершение между департаментом Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Актюбинской области и представительством Республиканского общественного объединения «Национальная Лига потребителей» по Актюбинской области заключен меморандум о сотрудничестве в сфере защиты прав потребителей.
Владимир БУРЬЯНОВ
Фото автора