Актюбинским государственным педагогическим институтом проведена научно-практическая конференция «Педагогическое наследие Ы. Алтынсарина и проблемы современного этнокультурного образования и воспитания».
— Главный предмет конференции – опыт совершенствования педагогического процесса с учетом традиций народной педагогики. Это тот вопрос, над которым бьются казахские педагоги со времен Алтынсарина, с той поры, как была открыта первая в нашей стране школа, — рассказал «АВ» перед началом конференции проректор по науке АГПИ, кандидат педагогических наук, доцент Аблай Мухамеджан.
Статусы участников конференции и их география красноречиво подтверждают актуальность события: доктора и кандидаты наук, магистранты, учителя, студенты и даже школьники приехали в наш город из Астаны, Алматы, Павлодара, Кызылорды, Туркестана, Атырау, Уральска. Показательно, что педагоги страны, в том числе в сотрудничестве со своими учениками, осознают не только роль Ыбырая Алтынсарина, но и свою собственную в деле совершенствования педагогического процесса на современном этапе.
Диапазон их интересов обширен. Так, Сайра Жиенбаева, профессор Казахского женского государственного педагогического университета (г. Алматы), исследует уроки труда как таковые. Сайра Нагашыбаевна считает, что при составлении программ по трудовому обучению необходим гендерный подход и дифференциация по месту проживания, ведь совершенно очевидно, что в сельских и городских школах у уроков труда разная специфика.
Алия Муханбетжанова, профессор Западно-Казахстанского университета из Уральска, является руководителем группы авторской программы «Окружающий мир». Группа работает над совершенствованием содержания начального образования. Курс «Окружающий мир» базируется непосредственно на гуманистических традициях родоначальника казахской педагогики. В беседе с корреспондентом «АВ» Алия Мендешевна охотно рассказала о своих поездках в Литву, где перенимала опыт тамошних коллег, озабоченных также проблемой — воспитание должно основываться на традициях ближайшего окружения подрастающего поколения. Это и называется: не отрываться от корней.
За неделю до конференции при региональном центре повышения квалификации работников АГПИ начал читать лекции приглашенный из МГУ доктор физико-математических наук Алексей Боровских.
— Основная цель моего приезда – конкретная педагогика, а именно обсуждение с коллегами основных источников в выборе педагогических ориентиров, — рассказывает он. — Тематика у российских и казахстанских педагогов общая. Вопросы эпохи Алтынсарина, Ушинского, Пирогова, Толстого актуальны и сегодня — педагоги по-прежнему остаются в первую очередь сподвижниками.
Татьяна ВИНОГРАДОВА