Нуртаза АБДОЛЛАЕВ, доктор исторических наук, профессор АРГУ имени К. Жубанова:
— Из своей практики не помню, чтобы статус педагога был поднят на уровень закона. В последние полвека в нашей стране положения закона больше отражались в постановлениях об образовании. В ходе обсуждения проекта Закона «О статусе педагога» обнародовано множество накопившихся проблем. И тем не менее имеются достаточно жизненно важные вопросы, над которыми предстоить поразмышлять.
Один из них достаточно актуален — это идеализация личности и творчества педагога, т.е. следует поставить надежную преграду от всяческих опек бюрократии и никому не нужной отчетности. Каждый должен заниматься своим делом: учитель – учить, врач – лечить, строитель – строить. При оптимальном соблюдении этого правила педагог будет чувствовать себя увереннее, зная, что находится под защитой государства и пользуется уважением общественности. И, наконец, жизнь подтверждает аргументированный повсе-
дневной реальностью вывод о том, что педагог, как и любой чиновник, находится при исполнении миссии формирования гражданина страны, а посему отвечает за качество обучения, безопасность ребенка и воспитание.
В законе вполне справедливо отмечена особенность отношений между обществом, субъектами образования и государством, которая неразрывно связана с полиполярными реформами. Каждому члену общества нужно знать, что система образования – это армия интеллектов, осуществляющих деятельность под пристальным вниманием социума. К сожалению, сохраняется мнение, что за все проявления обучаемых ответственны педагоги. Во все периоды истории педагоги ассоциируются с профессионалами, психологами и дипломатами. Какие бы проявления непозитивного характера ни встречались им, все решалось мирным диалогом. Закон предусматривает такие моменты.
На всех этапах истории государства актуальными были вопросы качества образования и воспитания молодых людей. Это всецело зависит от профессионального уровня педагогов. Следует подчеркнуть, что Закон РК «О статусе педагога» прежде всего подразумевает повышение качества подготовки кадров, их профессиональной компетенции, что необходимо при современном обновляемом содержании образования. В этом аспекте, на мой взгляд, фундаментальным положением закона является обоснование и введение понятия «педагог». Это человек, который профессионально занимается учебно-воспитательным процессом. Именно это понятие, на мой взгляд, и определяет его функциональные обязанности.
В нашем государстве имеются Законы «Об образовании», «О защите прав ребенка», Кодекс «О браке и семье». Там прописано, как члены общества должны относиться к воспитанию детей. И тем не менее, я считаю, напрашивается закон об ответственности родителя, в котором должны быть указаны требования к нему государства.
Важнейший вопрос в статусе педагога – это правила педагогической этики, то есть присяга. Если учитель нарушает правила педагогической этики, естественно, он должен нести ответственность – от дисциплинарного взыскания до административной ответственности. Поэтому нужно ли учителям дополнительно приносить присягу? Будет педагог принимать присягу, клятву или нет, думаю, не имеет исчерпывающего значения. Самое важное в его деятельности – призвание, чтобы приходили в эту систему не по воле случая или судьбы, а чтобы кадры сызмала отличались интеллектуальными способностями. Кадры сферы образования – это кладезь энергетического обмена, они принимают детей, а выпускают достаточно сформировавшуюся личность, состоявшихся граждан со своим мнением, мировоззрением. По сути и своему содержанию — новое поколение. Это длительный процесс, и на его качество не может повлиять ни присяга, ни клятва. Педагог, оценивая каждого ученика, студента, должен помнить и то, что родители доверили ему самое дорогое, что у них есть. Педагоги должны вложить в свой труд любовь, уважение, душу.
Уверен, что с принятием закона педагоги не освобождаются от ответственности в профессиональной деятельности. Никто не говорит, что педагогический работник получит статус неприкосновенности. К примеру, если сотрудников полиции оскорбляют при исполнении служебных обязанностей, то это карается законом. Значит, если педагог выполняет свои профессиональные обязанности и при этом в его адрес поступают некорректные высказывания, это тоже должно преследоваться, по крайней мере, административным законом.