15 августа исполняется 90 лет со дня рождения короля казахского вальса, автора Гимна Республики Казахстан Шамши Калдаякова.
В преддверии даты собеседником «АВ» стал младший сын композитора Мухтар, который рассказал об отце, о своем и брата становлении.
Детство трудное, но счастливое
— Каким могло быть детство мальчика, родившегося в селе в 1930 году? — рассказывает Мухтар Шамшиевич. — Тяжелый труд с раннего возраста, голод. Детей в семье было пятеро, и я догадываюсь, что это те, кто выжил. Дед работал кузнецом, поэтому на фронт не призывался: слишком многое в сельском хозяйстве зависело от кузнеца. О своем детстве папа говорил, как о трудном, но счастливом хотя бы потому, что в отличие от сверстников, чьи отцы погибли на фронте, он рос в полной семье. Учился охотно и хорошо даже вопреки тому, что не было тетрадей.
Известно, что по окончании зоо-ветеринарного техникума Шамши Калдаякова распределили в Актюбинскую область, но мало кто знает, что буквально через месяц молодой специалист ушел в армию (служил на Сахалине), после окончил военное училище и даже поступил в военную академию, но оставил ее ради Ташкентского музыкального училища. И когда Мухтар Шамшиевич говорит, что к отцу обращалась вся родня, он имеет в виду как раз его чин:
— Он ведь офицером был, а значит, имел не совсем обывательское мышление, поэтому родственники шли за советом.
Известно и то, что ни Ташкентское училище, ни Алматинскую консерваторию композитор не окончил, и тут возникает вопрос: «А имели бы мы сегодня такое песенное наследие, будь у короля вальса профильный диплом?». И еще в памяти всплывают слова одного актюбинца, озвученные на концерте в честь 85-летия Шамши: «А кто из нас знает произведения музыкантов, не пустивших Калдаякова в Союз композиторов?».
[box type=»shadow» ]Если бы не пандемия…
Директор Актюбинского общественного фонда имени Ш. Калдаякова Каиргали Арыстангалиев рассказал, что год 90-летия любимого композитора начался очень активно, было проведено несколько мероприятий. Так, в селе Шамши Калдаякова прошел конкурс юных вокалистов Каргалинского района, футбольный турнир.
— Есть план мероприятий, согласованный с управлением культуры, архивов и документации, но всему помешала пандемия, — признался Каиргали Аубакирович. — Есть даже разрешение на установку памятника юбиляра на площади перед Өнер орталығы, но пока ищем спонсоров. Думаю, мы достойно отметим юбилей, как только дадут добро санитарные врачи.[/box]
Фортепиано и скрипка
Обоих сыновей с семи лет родители отдали в специализированную школу имени К. Байсеитовой: старший Абылкасым выбрал фортепиано, Мухтар — скрипку.
— Родители очень заботились о нас, — продолжает Мухтар Шамшиевич. — Все, что не было получено ими в детстве в силу обстоятельств, вкладывалось в нас с братом. Нам определили путь по музыкальной линии, и это был подарок судьбы! В музыкальной школе мы учились с удовольствием и ответственно. Для меня скрипка — средство познания, ключ к жизни, помогающий воспринимать мир особенно. Примерно как у часовщика: разбирая и собирая мелкие детали часового механизма, он с легкостью может починить грубый механизм замка. Без музыки жизни я не представляю: она звучала всегда, сколько себя помню. Приведу случай, рассказанный мамой.
Я разбудил ее, когда услышал, что по радио транслируется мелодия отца. Замечу, что говорить тогда еще не умел, но упорно показывал на радиоприемник, чтобы объяснить удивление: «Ее и оттуда слышно!».
— Мухтар, кто из родителей внес больший вклад в ваше с братом развитие?
— Явно и косвенно каждый по-своему. Повторюсь, что, не имея в детстве возможности для полноценного развития, они учли все, что могло максимально нас развивать. Конечно, отец был главой семьи и стратегию определял он, а мама во всем поддерживала, как поддерживает сейчас нас в воспитании внуков. Еще обо мне заботился брат. Родители внушали, что наш труд — учеба, и она была нашим делом, причем и общеобразовательные предметы, и специальные. Еще нам внушали, что вести себя нужно прилично и выбирать здоровый образ жизни. Кстати, мама следила, чтобы наше детство было насыщенным, и, помимо музыки, мы имели все детские занятия: играли в футбол, хоккей, катались на коньках на Медео, нас возили на Иссык-Куль. Район, где мы жили, называется Компот, он даже на картах так обозначен. Дело в том, что улицы в округе назывались, как в песне Юрия Антонова — Грушовая, Вишневая, Яблоневая и т.д. Соседи по дому на проспекте Ленина были от рабочих до работников министерств, жил даже начальник Среднеазиатского военного округа. Все дружили, драк между детьми не случалось.
С благодарностью вспоминая детство, Мухтар говорит, что отец очень гордился музыкальными успехами сыновей, и когда в доме бывали гости, дети исполняли на своих инструментах по номеру. Безусловно, после школы братья окончили консерваторию имени Курмангазы, а Мухтар даже дважды: получив диплом скрипача, выучился на дирижера и сейчас работает дирижером в ГАТОБ имени Абая.
Память в сердцах людей
— Как часто оркестр ГАТОБ исполняет музыку Шамши Калдаякова?
— Более 25 лет я дирижирую операми, балетами, иногда концертами, а вот в прошлом году на Дне Костаная пришлось дирижировать во время концерта, состоящего полностью из песен отца. Замечу, что их 55. Возможно, если хорошо поискать, обнаружатся еще 5-10, но это все же не 300 или 500, как иногда приписывают.
— Вы с братом — музыканты, а ваши дети?
— Племянница Айсулу — пианистка, преподаватель консерватории имени Курмангазы, а трое моих осваивают скрипку. Живем мы — мама, семьи моя и брата — недалеко друг от друга, буквально на расстоянии вытянутой руки, активно участвуем во всех мемориальных мероприятиях памяти отца, Абылкасым в том числе руководит общественным фондом Шамши Калдаякова. Что главное для нас как музыкантов? Что самобытный талант отца нашел отклик в сердцах тех, для кого он создавал свои песни. Песни не теряют популярности. То есть, когда он отмечал, что обучен казахской музыке, видимо, имел в виду, что мастерство его шло из народных глубин.
— А вы не пробовали писать музыку?
— У меня есть примерно 12 мелодий песенного расклада, которые ждут вдохновения. Нужно сконцентрироваться и свести их в одно произведение.
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА