На кафедре русской филологии и межкультурной коммуникации АРГУ имени К. Жубанова состоялось заседание круглого стола на тему «Модернизация общественного сознания».
В мероприятии приняли участие все преподаватели кафедры. Темами обсуждения статьи Президента РК Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» стали качество образования; воспитание и обучение конкурентоспособной личности; формирование иноязычной профессиональной компетентности у студентов неязыковых специальностей; латинизация казахского алфавита.
Участники круглого стола обменялись мнениями о ситуации в системе современного образования в стране, важным вопросом стало обсуждение перехода казахского языка на латиницу. Тема актуальная, а потому рассматривались вопросы истории внедрения и применения латинской графики в советский период, в независимых тюркских государствах в контексте новой исторической эпохи, связи латиницы с современными информационными технологиями.
Во вступительном слове доцент, к.ф.н. А. Жуминова отметила, что Президент страны определил в своем видении будущего приоритеты развития современного общества:
— Принцип конкурентоспособности — это важнейший принцип, который Лидер нации заложил в основу будущего построения казахстанского общества. Модернизация общественного сознания касается не только экономической и политической основы страны, но и затрагивает внутренние глубинные процессы человеческого самосознания. И в этом смысле ее трудно переоценить.
В документе сказано: «Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех». В настоящее время государством выделяются огромные средства на поддержку образования: выделяются гранты, ведут свою работу научные и образовательные центры, институты.
Мы, педагоги, через инновационную деятельность, с помощью новой стратегии и механизмов должны способствовать становлению и развитию нового мышления.
О роли системы образования в формировании конкуренто-способной личности сказала к.ф.н., доцент И. Свиридова.
— Рыночные условия, а также расширенное и качественное изложение поля деятельности современного специалиста требуют от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента как конкурентоспособной личности. Конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения определяется как его способность эффективно самоопределяться на рынке труда, — отметила она.
Конкретный пример на эту тему привела доцент, к.ф.н. Г. Сейткалиева:
— Современные работодатели не спешат заглядывать в дипломы выпускников, они предпочитают лично проэкзаменовать будущего работника, чтобы убедиться в хорошем качестве его знаний.
Так, в одну из иностранных фирм Актобе понадобился электрик. На конкурс пришел 151 человек. Все претенденты заходили по очереди в кабинет, где сидел хозяин-иностранец и через переводчика беседовал с каждым заходившим. Когда вошел последний претендент, изрядно уставший работодатель попросил его охарактеризовать разные схемы электрических цепей на плакатах, висевших вдоль стен. После того, как парень охарактеризовал каждую схему, владелец компании задал ему еще несколько вопросов, на которые тот ответил. Тогда работодатель объявил ему, что берет его на работу, и добавил, что заходившие до него 150 человек не смогли охарактеризовать эти схемы и ответить на дополнительные вопросы.
Нынешние выпускники вузов проходят не только собеседование и экзамены, но и испытательный срок, во время которого они должны продемонстрировать знания, умение вести себя, находить выход из критических ситуаций, навыки сотрудничества в коллективе. И если молодой человек не справляется, его не принимают на работу.
Преподаватель английского языка А. Масалимова отметила, что пункт статьи Главы государства о необходимости каждому казахстанцу обладать набором качеств, достойных 21 века, таких как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость, созвучен с докладом, опубликованном Всемирным экономическим форумом. В нем перечислены так называемые soft-skills (навыки), которыми должен овладеть специалист, чтобы быть востребованным в 2020 году. К ним отнесли мышление изобретателя, которое предполагает умение создавать и реализовывать новые идеи, использовать нестандартные методы решения обычных задач, а также открытость и ответственность по отношению к новым и неожиданным перспективам.
Выступили также преподаватели Г. Сагиева, Л. Беляева, С. Абдигази, Т. Коробкова, И. Спивак — Лаврова, Г. Утельбаева, В. Исламгалиева.
Было сказано о том, что культ знания, культ образования не может состояться без высокой культуры чтения. Высокообразованный человек должен читать и понимать произведения художественной литературы, которая является главным богатством духовной культуры.
Говоря о переходе на латиницу, педагоги пришли к выводу, что требуется создание варианта казахского алфавита на основе латинского, способного передавать специфику как исконно казахских звуков, так и иноязычного происхождения, обеспечивающего освоение иноязычных слов в соответствии с закономерностями языка, позволяющего избежать несоответствий при написании казахских слов. Переход на новый алфавит, по мнению участников мероприятия, позволит расширить информационные границы, ведь главная цель заключается в поднятии статуса государственного языка и обеспечении его будущего.
Юлия ХВОСТОВА, преподаватель кафедры русской филологии и межкультурной коммуникации АРГУ имени К. Жубанова