Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Вот такие трейсеры

Эти ребята в мешковатых штанах уже засветились на городских улицах.

С ловкостью акробатов они демонстрируют горожанам головокружительные трюки, совершая пируэты в воздухе, ловко преодолевая препятствия в высоту. Трюки бесстрашных трейсеров производят неизгладимое впечатление на подростков. Более старшее поколение с опаской и недоверием относится к такому экстремальному, а порой и травмоопасному, увлечению молодежи. Последние, наоборот, стремятся во многом подражать трейсерам.

Кто же такие трейсеры и много ли в Актобе любителей паркура? Об этом мы поинтересовались у профессионалов движения – семнадцатилетнего Никиты Тимофеева и девятнадцатилетнего Михаила Горобца. Ребята пояснили, что трейсером именуют человека, который занимается или увлекается паркуром. В переводе с французского traceur – «прокладывающий путь».

А что же такое паркур? В простом понимании паркур — это прыжки с высоты, чаще всего сопровождающиеся кувырками в воздухе.

— Нас часто называют просто «паркурщики». Так удобно и сразу становится понятно, о ком идет речь. Но вообще-то мы — трейсеры, — говорит Никита Тимофеев.

— Паркур для нас – это не просто спорт, это стиль жизни, без которого мы уже не можем обойтись, хотя понимаем, что он опасен и может привести к серьезным травмам. К счастью, до переломов у нас дело не доходило, хотя не раз получали ушибы, растяжения и синяки,- добавляет Михаил.

В Актобе паркур стал популярен, по предположениям молодых трейсеров Никиты и Михаила, с начала 2000-х годов. Тогда стали появляться первые команды, сформированные подростками и студентами, которые, тренируясь на перилах, парапетах магазинов, отрабатывали трюки в воздухе. И сегодня паркур более популярен среди старшеклассников. Но нельзя сказать что паркур — увлечение только молодых. Есть среди актюбинских трейсеров и тридцатилетние парни. Некоторые даже тренируют подростков, обучая их элементам паркура.

— В каждом трюке есть свои особенности, которые помогают избежать травм. Поэтому совет начинающим трейсерам: без подготовки и реального инструктора, которым может выступить более опытный трейсер, лучше не пытаться экспериментировать, — предостерегает Михаил.

 

Достаточно

желания

Для занятий паркуром не требуется приобретать специальный дорогостоящий инвентарь, что делает его доступным для любого желающего и очень популярным. От человека, решившего заняться этим видом спорта, требуются лишь желание, стремление к совершенствованию и отсутствие страха перед травмами. Все остальное, что необходимо для занятий паркуром, без труда можно найти на улицах города: дома, гаражи, лестницы и даже машины.

 

И Никита, и Михаил серьезно увлекаются паркуром уже четыре года. По мнению самих трейсеров, время достаточное, чтобы считать себя профессионалами в своем деле. Еще бы, в списке прыжков с высоты у ребят значатся и прыжки на уровне третьего этажа. Правда, было это всего один раз и обошлось, к счастью, без травм.

— А началось все традиционно — после просмотра двух популярных фильмов «13 район» и «Ямакаси». Тогда мы буквально заразились исполнением подобных трюков. Нам тоже захотелось прыгать, как герои фильмов, потому и начали, подражая профессионалам, перепрыгивать через перила, с гаражей и даже не думали, что это вскоре станет для нас чем-то большим, — рассказывает Михаил.

— Вначале наша команда состояла из пятнадцати дворовых ребят. Начинали мы прыгать с гаражей, приходилось тренироваться возле магазинов и домов, где есть перила, парапеты, каменные возвышенности. Когда выгоняли – просто уходили. Сейчас многие разъехались по городам учиться, и нас осталось всего семеро. Тренируемся обычно в спортзале ФОКа, как правило, раз в неделю обязательно. Также отрабатываем отдельные трюки в гаражах. Приземляться на землю труднее, чем на асфальт. Легче и безопаснее совершать трюки, конечно, зимой. Сугробы смягчают падение. Поэтому новые трюки мы всегда осваиваем зимой, — подхватывает Никита.

— Обычно находим какой-нибудь спот – место для тренировок, где много парапетов, возвышенностей, есть определенные условия для сложных прыжков. Чтобы не мешать окружающим, мы соорудили себе что-то вроде площадки для тренировок. В районе Жилянки на берегу реки закопали баллоны в землю, из досок смастерили подобие турникетов, преград – там и тренируемся иногда. Но летом все же предпочитаем прыгать в спортзале, — добавляет Михаил.

Девятнадцатилетний трейсер Никита признается, что в школьные годы раза три-четыре приходилось прыгать со второго этажа. Родители закрывали дверь, а сидеть взаперти школьнику не хотелось.

— Вот и сиганул однажды из окна. Потом еще и еще раз. К счастью, тогда обошлось без травм. Вообще-то без подготовки не советую прыгать с такой высоты, можно и разбиться или позвоночник сломать. В паркуре, чтобы преодолеть высоту, выполняются несколько элементов, которые помогают избежать травм. К примеру, есть такой элемент «ролл», когда прыжок с высоты сопровождается кувырком. При кувырке ослабевает ударная сила о землю, что спасает наши ноги и позвоночник от переломов при приземлении, — просвещает трейсер.

Как признаются ребята, много информации черпается из интернета. Сегодня открыты и действуют сайты, в которых любители паркура в деталях описывают подробности выполнения отдельных трюков, просвещают новичков, рассказывая о модном увлечении подростков и молодежи. И все же, советуют ребята, выполнять трюки нужно обязательно под присмотром опытного трейсера.

 

Преимущество

в кроссовках

— Одежда, будь то штаны, майка или кофта, не должна сковывать движения, лучше, если она будет просторной. Я не понимаю тех, кто пробует прыгать в джинсах. Это же так неудобно. Ведь при выполнении трюка нужно сконцентрироваться на предстоящем прыжке, а не на стесняющей движения одежде. Мне на заказ из Питера прислали специальные штаны трейсера. Причем, чем шире штаны, тем изящнее получаются элементы. При выборе обуви лучше отдать предпочтение мягким кроссовкам. Просто в кедах очень тонкая подошва и ощущаются все камни, на которые приземляешься, — советует трейсер Михаил Горобец.

 

— Хорошим трейсером можно стать, даже если ты не можешь подтянуться пять раз. Все зависит от стиля, каким элементам трюков больше уделяешь внимания. И совсем не обязательно качать свои руки и ноги, была бы прыгучесть. А вообще-то, наши тренировки больше похожи на подготовку солдат из спецвойск, — подшучивает Михаил. – Иногда приходится выполнять такой трюк, который по сложности больше похож на каскадерский.

По принципу

веревки

У тех, кто занимается паркуром, существует «принцип веревки», который объясняет членам команды, что одному существовать нельзя. Трейсерам дано думать только в рамках одной команды.

 

— Паркур – это, прежде всего, дисциплина. Мы работаем в команде и должны всегда подстраховывать друг друга при выполнении того или иного трюка, прыжка. И, на мой взгляд, паркур не надоедает. Трюками можно заниматься хоть каждый день. Я прихожу на тренировки, общаюсь с друзьями, мы веселимся и в то же время тренируемся. Нас никто не подгоняет, не стоит над душой, требуя выполнить тот или иной элемент. Каждый сам оттачивает свой стиль. И еще раз повторюсь: у паркура нет возраста. Как только почувствуешь спиной, что уже пора, тогда можно и бросать, — подытоживает Никита.

 

Справка «АВ»

 

Паркур – искусство перемещения и преодоления препятствий, как правило, в городских условиях. Многими, кто занимается паркуром, воспринимается как стиль жизни. Основателями движения без границ, как по другому характеризуют паркур, стали французы Давид Белль и Себастьян Фукан. Паркур получил широкую известность после выходов фильмов «Ямакаси» и «13 район», в которых показано много сцен с демонстрацией элементов паркура. Хотя зародилось движение намного раньше – в 1997 году. Сегодня увлечение паркуром распространено среди молодежи многих стран мира.

«Википедия»

Подготовила

Айжан ШАУКУЛОВА

Колонка "Взгляд"