Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Воздушная тревога

Пар из огроменной градирни ТЭЦ пугает народ больше, чем черный шлейф дыма, оставленный автобусом, тронувшимся с оживленной остановки. Но, вопреки устоявшимся стереотипам, загрязняют воздух мегаполиса сегодня вовсе не промышленные предприятия, а сами горожане. Те, что не мыслят своей жизни без автомобиля. Резко возросшее количество автотранспорта вместе с комфортом

создало и проблему. За удовольствие приходится платить чистотой своих легких.

Горький  дым Отечества

— К городу не подъедешь из-за дыма заводов, которые расположены вокруг него, — высказал свое возмущение Премьер-министр страны по итогам недавней рабочей командировки в Актобе. Его замечание вызвало большой резонанс. В череде последовавших мероприятий прошел и круглый стол, организованный специализированной природоохранной прокуратурой Актюбинской области, по вопросам применения законодательства о защите атмосферного воздуха.

— В нынешнем Послании Глава государства определил город Актобе центром будущей агломерации, при этом укрупнение не должно нарушить экологическое равновесие, — напомнил природоохранный прокурор Жасулан Даулембаев и сразу перешел к сути разговора:

— В последнее время у горожан сложилось устойчивое мнение, что заводы по ночам делают залповые вы-бросы вредных веществ, и тем самым скрытно загрязняют воздух в городе.

Но в ходе недавних проверок, организованных на крупных предприятиях, емкостей, где скапливалась бы какая-то часть выбросов, обнаружено не было. Производства работают в нормальном режиме, на основании разрешений, выданных уполномоченными органами.

Руководитель департамента экологии по Актюбинской области Жаксылык Иманкулов также сослался на то, что с 2011 года участились жалобы жителей разных частей города и особенно Жилгородка, в основном, на неприятные запахи. Еженедельные замеры воздуха подтверждают превышение в атмосфере допустимых норм сероводорода. Но проверки на близлежащих предприятиях не вы-явили выбросов сероводорода.

Сказывается увеличение количества автотранспорта. В 2013 году по улицам города колесили более 173 тысяч автомобилей, годом ранее их было меньше примерно на десять тысяч. Для того чтобы уменьшить их негативное воздействие, ужесточается требование перевода авто на газовое топливо. В числе основных мероприятий — завершение строительства Северного объезда областного центра, расширение железнодорожных переездов и строительство дополнительных поворотов.

Более подробную информацию изложила руководитель городского управления по защите прав потребителей Нурсулу Беркимбаева. Государственный санитарно-эпидемиологический мониторинг воздушного бассейна Актобе осуществляется по двадцати двум контрольным точкам, включая Авиагородок и улицу Рыскулова, наиболее приближенную к промышленной северо-западной зоне города. Для улучшения качества надзора номенклатура исследований атмосферного воздуха по сравнению с 2012 годом расширилась до сорока наименований. По итогам прошлого года из исследованных 7 344 проб превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ установлено в 402. Анализ показывает превышение нормативов в районе проспекта Мира по диоксиду азота в 1,5 ПДК, на улице Рыскулова по сероводороду в 1,25 ПДК, в поселке Курайли по взвешенным веществам в 2,3 ПДК.

— Замеры проводились как днем, так и ночью. В итоге жалобы о ночных сверхлимитных залповых вы-бросах не подтвердились, — подчеркнула главный санитарный врач города. Она тоже утверждает, что определенную роль в загрязнении атмосферного воздуха играет автомобильный транспорт. Работающий автомобиль выбрасывает в окружающую среду более двухсот загрязняющих веществ и соединений, обладающих токсичным действием. В целом, автомагистраль представляет собой отдельный низкий линейный источник выбросов вредных веществ в атмосферу, создающий высокий уровень загрязнения воздуха непосредственно на улице и в зоне шириной до пятидесяти метров, прилегающей к проезжей части.

Для улучшения состояния атмосферного воздуха, по словам Беркимбаевой, руководством области разработан план работы по охране атмосферного воздуха. В нем учтены вопросы рационального размещения источников загрязнения; активного озеленения территории Актобе; восстановления ведомственного контроля за уровнем токсичности и дымности на всех специализированных автотранспортных предприятиях; расширения сферы применения газобалонных двигателей на маршрутных автобусах и грузовых автомобилях; оснащения маршрутных дизельных автобусов, ведомственного грузового транспорта нейтрализаторами выхлопных газов.

Строительство транспортных развязок в разных уровнях по проспекту Алии Молдагуловой позволит значительно разгрузить перекрестки магистральных линий. Ожидается эффект и от строительства подземных и надземных пешеходных переходов в местах массовых пешеходных потоков — напротив автовокзала «Сапар», ТРЦ «Мега Актобе», в районе Центрального стадиона, между 11 и 12 микрорайонами и в районе ДСК. Запланировано создание станций мытья колес автотранспорта при въезде в Актобе и на объектах строительства и производства.

Промышленные предприятия дружно открещиваются от загрязнения воздуха Актобе, приводя в доказательство суммы, выделяемые на природоохранные мероприятия, и прилагая список экомероприятий.

Татьяна Самойленко, начальник управления охраны окружающей среды Актюбинского завода ферросплавов:

— Несколько лет назад перед нами стала задача снизить объемы размещения пыли. В 2011 году приступили к выпуску огнеупорных кирпичей. Совсем недавно санитарные врачи провели у нас внеплановую проверку, нарушений обнаружено не было. Самое главное — на АЗФ все стационарные источники загрязнений оснащены современными газоочистными сооружениями. Затраты на природоохранные мероприятия в 2013 году составили почти полтора миллиарда тенге.

Андрей Ивлев, и.о. начальника управления охраны окружающей среды Актюбинского завода химических соединений:

— Все технологическое оборудование на заводе оснащено пылегазоулавливающими установками. Процент очистки составляет более 99 процентов. Технологический процесс химического производства построен таким образом, что электрофильтр работает в паре с технологическим оборудованием, куда подается большое количество энергоресурсов и где создается определенная высокая температура. Отключить электрофильтр, не отключив печь, невозможно и недопустимо. Работа одного без другого ни технологически, ни технически невозможна, потому что химические процессы могут повлечь за собой аварийные ситуации, вплоть до непредсказуемых последствий.

Рахим Мухамедгалиев, председатель правления АО «Актобе ТЭЦ»:

— Нас удивляет, что информация о загрязнении атмосферного воздуха на телевидении, как правило, сопровождается изображением градирни ТЭЦ, предназначенной для охлаждения воды. Якобы оттуда валит дым, хотя на самом деле это водяной пар. То же самое и по трубам. Можно проверить — трубы чистые. Мы постепенно меняем все котлоагрегаты, переходим на дорого-стоящие жаропрочные агрегаты. Тем самым не только снижаем потери, но и потребление топлива, а значит, и выбросов.

 


Тема неприятных запахов не сходит с повестки дня и в зимнее время.

Заместитель главного инженера АО «Акбулак» Роман Дуйсенгалиев по этому поводу признал, что ассенизаторские машины сливают стоки в неположенные места.

— Подумайте над тем, чтобы открыть диспетчерскую. договора за-ключите с населением и по примеру такси работайте по вызовам. Это лучше, чем гоняться за машинами-нарушителями, — подсказал предприятию специализированный природоохранный прокурор.

Загрязнение атмосферы происходит и от объектов системы канализации города. Почти половина селитебной зоны не канализована. Зафиксированы факты слива стоков ассенизационными машинами в неустановленных местах, без соблюдения установленных технологий. Всего в 2013 году по Актобе было наложено девять штрафов на общую сумму 154 тысячи тенге, из них три штрафа к лицам, осуществившим сброс сточных вод ассенизационным транспортом в неустановленных местах. На сегодня в стадии рассмотрения административные материалы на шесть человек.

— Для решения проблемы отведены земельные участки на строительство трех сливных станций — на 41-м разъезде, в районе поселка Кирпичный и в промышленной зоне. Строительство, думаю, даст положительный эффект в плане улучшения состояния атмосферного воздуха Актобе, — поделилась новостью Нурсулу Беркимбаева. Пока же она советует горожанам фотографировать факты слива в неположенном месте и отправлять снимки в соответствующие органы для дальнейшего наказания нарушителей.

 

Жанат СИСЕКЕНОВА

Колонка "Взгляд"