Выйдя из дома, Николай Гаврилович Папилов приветливо поздоровался с соседом. По привычке одернул костюм. Мелодично зазвенели ордена и медали.
— Куда это ты собрался, Гаврилыч?
— В высшее летное училище гражданской авиации. В прошлом месяце был у первокурсников, а сегодня перед выпускниками просили выступить.
— Частенько ты стал выступать. Да оно и понятно: немного остается тех, кому пришлось воевать с фашистами «от звонка до звонка».
— Почти во всех школах Актюбинска выступал. В третьей, шестнадцатой, двадцать пятой и двадцать шестой. Интересуются авиацией. Немало ребят в летные училища поступили. Их родители говорят, что в этом и я виноват. Что правда, то правда. И в ГПТУ-5 часто бываю. Одним словом, забот хватает.
Перед каждой встречей с молодыми слушателями Папилов волновался и мысленно снова возвращался к трудным и незабываемым дням минувшей войны.
…У командира звена штурмовиков Владимира Пескова погиб стрелок-радист. На его место назначили молодого паренька Николая Папилова. Летчик, изучающе осматривая новичка, болезненно сморщил лицо. В глазах вновь отразилась грусть — не мог забыть своего отважного помощника, много раз спасавшего от смерти.
— Папилов, говоришь? Вижу — опыта никакого. Надеюсь, не трус? — и, заметив замешательство новичка, миролюбиво добавил: — Не обижайся, брат. Сам понимаешь: на сердце тяжело. Гляжу на тебя, а вижу его. Теперь бить фашистов нам вместе. Уверен, не подкачаешь!
На фронте люди познаются быстро. Скоро служебные отношения летчика и стрелка-радиста переросли во фронтовую дружбу. До конца войны в одном экипаже сражались Владимир Алексеевич Песков и Николай Гаврилович Папилов. Вместе совершили сто пятнадцать боевых вылетов. Разными были эти вылеты, но каждый из них требовал большого мужества, самообладания, слаженных боевых действий.
В летний июньский день 1944 года шестерка «илов» вылетела на бомбежку вражеских позиций западнее Витебска. Пройдя линию фронта и опустившись на малую высоту, советские штурмовики начали утюжить места скопления противника. Кучно падали бомбы. Одна за другой вспыхнули несколько автомашин врага. Папилов из пулемета поливал разбегавшихся по полю гитлеровцев.
После нескольких заходов легли на обратный курс. Вдруг Папилов заметил: два «мессершмитта», вынырнув из облаков, стремительно бросились в атаку.
— Командир, с хвоста «мессеры»!
Песков резко рванул свою машину вверх. «Мессер» пронесся мимо. Поспешив с открытием огня, фашист промахнулся, и стал разворачиваться для новой атаки. Вот он зашел с хвоста и начал нагонять наш штурмовик. Папилов выждал, когда враг приблизится, и, опередив на несколько секунд, дал точную очередь. Фашистская машина, оставляя за собой узкую полосу дыма, пошла к земле…
Представляя старшину Папилова к боевой награде — ордену Славы III степени — командир полка писал: «В бой вступает смело, в воздухе ориентируется хорошо. Благодаря отличному знанию вооружения много раз обеспечивал успешное выполнение боевой задачи».
В начале сорок пятого года в послужной список Папилова были занесены новые подвиги. В один из вылетов ему удалось обнаружить колонну вражеских танков, замаскированную в лесу. Офицер Песков тотчас разбомбил ее. Когда на самолет откуда-то сверху обрушился «мессершмитт», Николай Гаврилович открыл огонь из пулемета. На груди отважного воздушного стрелка появилась новая награда — орден Славы II степени.
Через неделю, 18 февраля 1945 года, летчики полка вышли победителями в воздушном бою с восемнадцатью «мессершмиттами», сбив несколько вражеских машин. Одну из них уничтожил Николай Папилов.
За мужество и отвагу, проявленные в завершающих боях на территории Восточной Пруссии, старшина Папилов был награжден орденами Красной Звезды и Славы I степени. Боевые товарищи тепло поздравили его — смоленский парень Великую Отечественную войну заканчивал полным кавалером ордена Славы…
А после войны в 1947 году Николай Папилов приехал в гости в Актюбинск к своему другу и командиру Владимиру Пескову и остался в нашем городе.
Поступил на Актюбинскую ТЭЦ, освоил сложную специальность машиниста турбины, затем стал старшим машинистом. И в мирной жизни был на виду. Был награжден медалью «За трудовую доблесть», орденом Октябрьской революции. И даже выйдя на пенсию в 1978 году, он долгие годы, вплоть до 1990 года, продолжал трудиться на родном для него предприятии. Николая Гавриловича много лет нет в живых, но о своем друге и коллеге в коллективе помнят до сих пор.
Раиса Чепау,
член совета ветеранов ТЭЦ