В ушедшем году был принят ряд важных решений, подписаны соглашения между Казахстаном, Россией и Беларусью о создании Таможенного союза. О том, какие перспективы открываются для развития экономики трех стран, каких изменений следует ожидать в 2010 году, рассказывает министр финансов Республики Казахстан Болат ЖАМИШЕВ.
— Болат Бидахметович, с 2010 года Казахстан становится членом Таможенного союза. Что изменится в торгово-экономических отношениях между Казахстаном, Россией и Беларусью? Какое значение имеет создание Таможенного союза для дальнейшего социально-экономического развития нашей страны?
— Как вы знаете, с 1 января 2010 года вступило в силу Соглашение по единому таможенному тарифу, и это означает, что наша республика начинает экономическое взаимодействие с Российской Федерацией и Республикой Беларусь в рамках Таможенного союза. Вообще, классическое определение таможенного союза — это беспошлинная торговля между странами-членами союза и согласованные размеры таможенных пошлин для третьих стран. С 1 января у нас будет беспошлинная торговля между Казахстаном, Россией и Беларусью, с 1 июля 2010 года вступит в силу Таможенный кодекс Таможенного союза и между тремя странами не будет таможенного оформления. Будет осуществляться таможенный контроль, санитарно-эпидемиологический, фитосанитарный, ветеринарный, транспортный контроль. Но с 1 июля 2011 года с внутренних границ Таможенного союза будут убраны все эти виды контроля. Останется только пограничный. Понятно, что это даст значительный эффект в плане свободы передвижения товаров. Не будет административных барьеров, упрощается торговля между странами-членами союза. Конечно, бизнес все это упрощение воспринимает положительно, потому что административные барьеры усложняют перемещение товаров. Есть еще вопросы, связанные со свободным предоставлением услуг, перемещением рабочей силы и капитала. Остаются вопросы антимонопольного регулирования, которые различны в разных странах и тоже могут служить барьером для наших предприятий, равно как и для российских и белорусских предприятий в нашей стране. Есть монопольные отрасли — железная дорога, энергетика. Понятно, что в каждой стране свои тарифы для монополистов. Поэтому, если мы уже делаем очень существенный шаг, который создает возможности для свободного перемещения товаров — создаем Таможенный союз, то будет логично двинуться и дальше по этому пути, чтобы, как я уже отметил, обеспечить свободное перемещение услуг, рабочей силы и капитала. И это, в свою очередь, предполагает согласованную денежно-кредитную, финансовую, миграционную политику. То есть требуется согласование в целом экономической политики государств. Поэтому на заседании на уровне глав государств Межгосударственного совета ЕврАзЭС было принято решение о создании Единого экономического пространства. Создание Единого экономического пространства — это следующий этап. Нормативная база для него должна быть создана в течение следующих двух лет — в 2010-2011 годах. Понятно, что не все соглашения вступят в силу в эти сроки, реализация отдельных решений будет осуществляться поэтапно.
Создание Таможенного союза, Единого экономического пространства создает возможности для развития в нашей стране несырьевой экономики. Для несырьевой экономики важен, прежде всего, рынок сбыта. Если нет рынка сбыта — не может быть никакого конкурентоспособного производства. Таможенный союз, Единое экономическое пространство создают возможности для развития несырьевого сектора, но гарантий не дают. Безусловно, внутри Таможенного союза будет конкуренция, и это правильно, потому что здоровая экономика создается только на конкурентных условиях.
Вот вкратце те политические и экономические задачи, которые должны быть решены созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства.
— Многих беспокоят возможные негативные последствия создания Таможенного союза в связи с предполагаемым повышением цен на некоторые товары. Что вы можете сказать по этому поводу?
— По целому ряду чувствительных товаров предусмотрен переходный период и, соответственно, в следующем году роста таможенных тарифов по ним не будет. В то же время в краткосрочной перспективе, следует признать, что по целому ряду товаров, которые импортируются из третьих стран, повышение цен возможно, но не обязательно. Многое будет определяться платежеспособным спросом, а также наличием альтернативы в виде российских и белорусских товаров. Если же говорить о средне- и долгосрочной перспективе — ради чего, собственно, Таможенный союз и создавался, то в нашей стране будут созданы условия для развития отечественного производства. Сырьевая направленность нашей экономики является ее слабой стороной. Конечно, наличие в нашей стране нефти и других полезных ископаемых — дар свыше. Эти отрасли являются якорными для нашей экономики и сейчас, во время кризиса, во многом благодаря этим отраслям, которые формируют основные экспортные позиции Казахстана, мы имеем стабилизацию макроэкономических показателей.
Тем не менее наша экономика еще не вышла из полосы кризиса. На уровне макропоказателей ситуация выправляется, но на уровне микроэкономики об этом говорить еще рано. Не стабилизировались в полной мере строительный и финансовый сектора, хотя они, при поддержке государства, и прошли самую критическую фа-зу. То же можно сказать и в отношении малого бизнеса.
Таким образом, сейчас наша нефтедобывающая и горнорудная промышленность, в целом, способствуют выходу экономики из кризиса, но такое одностороннее развитие экономики, безусловно, является фактором риска. Оно не способствует повышению уровня жизни всего населения страны, поскольку, даже если принять во внимание косвенный эффект, оказываемый сырьевым сектором, в нем занята совсем небольшая часть населения. Поэтому диверсификация экономики для нас очень важна. В таких условиях мы должны были определиться и принять решение. Ведь только при условии, что для наших товаропроизводителей откроется достаточно большой рынок сбыта, они смогут быть конкурентоспособными. Вот для этого и создается Таможенный союз. Теперь для казахстанских товаров откроется российский и белорусский рынки. Сегодня уже ясно, что для нашего несырьевого сектора конкурировать с Западом и по многим направлениям с Китаем — достаточно сложно. Но мы считаем, что наши предприятия могут успешно конкурировать с российскими и белорусскими.
То повышение цен на отдельные группы товаров, которое может произойти после перехода на единый таможенный тариф, это, так сказать, краткосрочный эффект. Государство же ориентируется на эффект, который может быть достигнут в средне- и долгосрочной перспективе. Сложилась такая ситуация, что на одной чаше весов — возможность развивать экономику в интересах всей страны, всего населения, а на другой — опасения перед возможным повышением цен на ряд товаров, которые сейчас импортируются.
— Какие задачи в связи с созданием Таможенного союза стоят перед Министерством финансов?
— Нашему Министерству предстоит выполнить очень большую работу для реализации всех соглашений, подписанных в рамках создания Таможенного союза. В частности, необходимо создать условия для реализации Таможенного кодекса союза. Напомню, что Казахстан был ответственен за разработку этого документа. В основу Таможенного кодекса была положена Киотская конвенция 1973 года. В этой Конвенции урегулированы основные вопросы таможенной политики. То есть Таможенный кодекс Таможенного союза написан, исходя из наилучшей международной практики. Во всех трех странах-участниках Таможенного союза разные системы таможенного администрирования, поэтому часто возникали споры по различным позициям. Но есть отработанные международные принципы, на которые можно опереться.
С учетом того, что с 1 июля следующего года будет отменено таможенное оформление на внутренних границах Таможенного союза, а с 1 июля 2011 года будет отменен и таможенный контроль, безусловно, возникает вопрос о том, каким образом будут собираться косвенные налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы, — при торговле внутри союза. Функции по сбору косвенных налогов передаются от Таможенного комитета Налоговому комитету. Но если раньше администрирование этих косвенных налогов базировалось на данных Таможенного комитета, которые он получал при таможенном оформлении, то понятно, что после отмены оформления возникает некий вакуум. А в дальнейшем таможенные посты вообще будут убраны с внутренних границ, и понятно, что со сбором косвенных налогов будут сложности. Для того, чтобы обеспечить их эффективный сбор, пришлось кардинально пересматривать систему администрирования. Налоговый комитет, к которому переходит функция по сбору косвенных налогов, будет осуществлять контроль на основе информационного обмена с налоговыми органами России и Беларуси. Допустим, наш экспортер, которому при экспорте установлена нулевая ставка налога на добавленную стоимость и которому, соответственно, нужно возмещать уплаченный НДС, продал товар в Россию. Российский импортер, который купил этот товар, уплатил косвенные налоги в России. Мы в режиме реального времени будем получать информацию из российского налогового органа о том, что контрпартнер нашего экспортера уплатил косвенные налоги, то есть это не фиктивная сделка. И мы возмещаем нашему экспортеру уплаченный НДС. Таким образом, создается механизм, который базируется на взаимообмене информацией в режиме реального времени между фискальными органами трех стран, и которым обеспечивается достоверность информации и полнота сбора косвенных налогов.
Для того, чтобы реализовать все основные принципы таможенного администрирования, необходимо их регламентировать в подзаконных актах — их потребуется большое количество. По сути, весь следующий год для Минфина пройдет под знаком Таможенного союза. Большая часть нашей работы будет заключаться в отработке всех конкретных, зачастую технических решений, которые нужно принять для реализации всех соглашений по Таможенному союзу.
Еще одним важным направлением работы в рамках создания Таможенного союза является укрепление внешних таможенных границ. То есть, отменяя таможенное оформление и таможенные посты на внутренних границах союза, мы одновременно принимаем на себя обязательства по существенному укреплению внешних границ. В текущем году была принята программа укрепления государственной границы и таможенной границы — в рамках борьбы с наркотрафиком. Под эту работу были выделены значительные средства для технического оснащения таможенной и пограничной службы.
В Таможенном комитете создан Центр оперативного управления. Он будет контролировать ситуацию на всех таможенных постах. В Центре мы сможем видеть, как оформляются документы по каждому участнику внешнеэкономической деятельности, сколько времени уходит на оформление. То есть здесь будет осуществляться контроль как за перемещением товаров, так и за работой таможенников. Это повышает прозрачность деятельности таможенной службы и, соответственно, эффективность ее работы.
— В связи с повышением таможенных пошлин, как вы отметили, может произойти повышение цен на некоторые товары. Можно ли сейчас говорить о том, на какие товары и насколько могут повыситься це-ны?
— Да, таможенные тарифы на многие виды товаров, которые импортируются из третьих стран, повышаются. Эти тарифы уже начинают публиковаться в «Казахстанской правде». Что касается повышения цен на конкретные виды товаров, то это — сложный вопрос. Сейчас можно сказать, что если товар завозится из России или Беларуси, то он не подорожает. В частности, у нас около 30 процентов фруктов и овощей завозится из России. Вот они не подорожают.
Но, вообще, в экономике такой прямолинейности нет — повысили тариф, значит, поднимутся цены. В условиях кризиса импортерам будет сложно существенно поднять цены на свои товары — их просто перестанут покупать. Будут покупать, скажем, вместо китайских яблок, российские. В условиях Таможенного союза произойдет перераспределение рынка в пользу российских и белорусских товаров. Точно так же, мы надеемся, на рынках России и Беларуси произойдет переориентация в сторону казахстанских товаров.
Говорить о ценах сейчас сложно. Реальная жизнь сложнее любых теоретических выкладок. И все же хочу повторить: государство, понимая, что на каком-то этапе может произойти подорожание по целому ряду товаров, идет на это, чтобы у наших предприятий был шанс для развития.
— Отразится ли создание Таможенного союза на стабильности национальных валют стран-членов союза? Возможно ли создание на базе Таможенного союза региональной или наднациональной валюты, о которой говорил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев? Уменьшится ли зависимость наших экономик от доллара?
— Стабильность национальных валют зависит от многих факторов. В том числе от состояния золотовалютных резервов, которое, в свою очередь, зависит от баланса внешней торговли. Стабильность зависит от уровня инфляции и от многих других факторов. Создание Таможенного союза в эту ситуацию ничего не привносит. Ничего не изменится в системе расчетов, ничего не изменится в ситуации с факторами, которые определяют динамику обменного курса. Новых фак-торов также не появляется. Что касается использования национальных валют в рамках Единого экономического пространства, то эта возможность подразумевается.
Но валютный союз — это самый последний шаг, который реализуется при создании экономических союзов. Наилучший опыт создания тесно интегрированных экономических союзов — это Европейский союз. Нам же на данном этапе, когда мы только с 1 января создаем Таможенный союз, говорить о валютном союзе, который существенно изменил бы валютную политику наших стран, не приходится. У каждого действия есть своя логика и свое время. После создания Единого экономического пространства эти вопросы, я считаю, будут обсуждаться. Но они не могут быть поставлены впереди других вопросов экономической интеграции.
Вообще, как я уже отмечал, для нас актуальной является возможность использования наших национальных валют в торговле внутри Таможенного союза. Сейчас этого нет, и этим нужно заниматься. А что касается создания региональной или наднациональной валюты, то ведь Президент не называл это задачей сегодняшнего дня. Говорить об общей валюте можно только после создания Единого экономического пространства.
Если же говорить о создании региональной валюты для снижения зависимости от доллара, то это для того, чтобы не было монополии одной валюты. Когда в мире всего один эмиссионный центр, это плохо для мировой экономики. Для нее было бы лучше существование нескольких мировых валют. Сейчас на роль одной из мировых валют претендует евро. Возможно, одной из мировых валют станет китайский юань, если Китай сделает его полностью конвертируемым. Действительно, доминирование в мировой экономике одной валюты делает зависимыми национальные экономики от финансовой политики эмиссионного центра.
Муратбек МАКУЛБЕКОВ, «Казинформ» (Публикуется в сокращении)