Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Возвращение к корням

Актюбинцы начали широко и массово отмечать Наурыз мейрамы еще за два года до того, как вышел официальный Указ Президента Казахстана о его праздновании.


В 2009 году Наурыз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества как культурная традиция многих народов.


Предвестник весны

Сейчас Наурыз, имеющий тысячелетнюю историю, встречают повсеместно на евразийском пространстве. Слово переводится с персидского как «новый день». Впервые день весеннего равноденствия отмечался еще во времена правления династии Ахеменидов. А сегодня он – один из главных праздников народов тюркского мира, считающийся предвестником весны, символизирующий обновление, единство, милосердие.
Старшее поколение помнит период, когда эта весенняя традиция была под строгим запретом. С 1926 года Наурыз был запрещен в Казахстане, поскольку большевики считали его пережитком прошлого и относили к разряду религиозных мероприятий. В 1991 году Указом Президента Казахстана праздник был восстановлен и объявлен национальным. С тех пор в стране Наурыз празднуют повсеместно, он вернул свое былое значение. При этом в нашей области патриоты из народа стали организовывать гулянья с национальным колоритом двумя годами ранее.

Ты помнишь, как все начиналось…

Началось все с создания в Актюбинске в 1988 году общества «Қазақ тілі». Это был дискуссионный клуб, объединивший молодых, активных горожан. Одним из тех, кто стоял у его истоков, был наш коллега – ныне покойный известный журналист, в те годы заместитель редактора районной газеты «Илекские зори» Муапих Баранкулов. Вскоре на основе клуба было создано общественно-политическое объединение «Алдаспан». В его состав вошли инженеры, педагоги, врачи. Целью движения было открытие школ и детских садов с казахским языком обучения. Объединением поднимались языковые проблемы, социальные вопросы. Одним из главных достижений стало продвижение казахских традиций, национальных праздников. А настоящей победой стало празднование Наурыза в 1989 году.

На радость сельчанам

В марте того года на страницах областной газеты «Путь к коммунизму» (напомним, 7 ноября 1990 года вышел первый номер с обновленным названием «Актюбинский вестник») был опубликован большой репортаж под авторством Муапиха Баранкулова о праздновании Наурыза в селе Хлебодаровка.
«…Казалось, вся Хлебодаровка собралась в этот день на стадионе. Прибыли люди задолго до его начала, потому что все здесь было необычно. Издали, на белом фоне еще не сошедшего снега виднелись две юрты, поодаль от которых дымились очаги над казанами, валил густой дым из самоварных труб…», – так описывал журналист начало Наурыза в селе. Тот день хлебодаровцы запомнили надолго. Возле юрт был сооружен казахский алтыбакан, перед сельчанами выступали артисты, танцевальные коллективы Мартукского районного Дома культуры. Состоялись соревнования по аударыспаку, кокпару.

Юрта, верблюды и лошади

Инициаторами проведения Наурыз мейрамы в бывшем Актюбинском районе (сейчас село Каргалы) стали врач райбольницы Кайырбай Мугалов и Муапих Баранкулов. Именно благодаря их усилиям и помощи членов недавно созданного общества «Қазақ тілі» этот праздник удалось провести широко. Чтобы понимать, как это было трудно, надо знать, что шел 1989 год, с декабрьских событий 1986-го прошло всего два года. Многих чиновников советской эпохи настораживали действия активных людей, ратующих за возрождение национальной культуры, традиций. Но Наурыз все-таки состоялся.
22 марта рано утром перед зданием тогда еще Актюбинского райкома компартии красовались три юрты. Их активисты выпросили у чабанов Опытной станции. Наурыз коже было решено варить тут же, в казанах у юрт, а бауырсаки члены инициативной группы принесли из дома. На этом проблемы, как позже вспоминал Муапих Баранкулов, не закончились. Ни у кого не было национальных женских костюмов, советское поколение казахстанцев попросту не знало, что это такое. Помогли сотрудники и директор Дома культуры. Подобрали какие-то платья с оборками, придали им вид казахского наряда. Соорудить рядом с юртой алтыбакан и организовать национальные игры – арқан тарту и қазақ күресі — уже было не так трудно. Из ближайшего села привели верблюдов, лошадей, попросив у животноводов, катали на них детвору, многие из которых вообще впервые видели двугорбых. По улицам предприимчивые джигиты возили всех желающих на казахской крытой повозке куйме.
Кстати, как впоследствии вспоминал один из организаторов праздника Ныгмет Балбусинов, на следующий год подготовка к празднику была более основательной. За селом на просторной площадке построили уже целый городок из юрт. Участвовали в гуляньях более десятка колхозов и совхозов. Все прошло по-настоящему солидно и красочно. Была и национальная одежда – женские и мужские наряды, бабушки с гордостью демонстрировали обряды беташар, бесікке салу, тұсау кесу. А затем состоялись скачки и қыз қуу.
Впервые за десятилетия забвения отметили Наурыз и в Алгинском районе еще в 1989 году. В Алге организовал действо недавно созданный казахский театр, открытый при ДК режиссером Людмилой Байкадамовой. Многие пришли в национальных костюмах. Фурор произвели кимешеки на бабушках, сшитые из подручного материала. Начав представление с шашу, местные артисты выступили с кюями, казахскими песнями и танцами, завершив выступления бата. Все это было в новинку в ту пору, но крепко сидело в народной памяти.

Дружные соседи

День весеннего равноденствия с тех пор стал отмечаться в нашем регионе все более массово. Из года в год праздник весны набирал силу, в нем участвовали актюбинцы разных национальностей. У некоторых вошло в традицию собираться с соседями во дворе. К примеру, на улицах Курмыша, в частном секторе областного центра, начиная с 2010 года, дружно встречают этот праздник в одном из дворов. Сначала это было всего 17 домов, объединившихся, чтобы сообща накрыть дастархан. Но уже через два года традиция настолько понравилась соседям, что пришло более 75 семей. Не только угощались национальными блюдами, но и демонстрировали казахские обряды. А в 2011 году даже состоялось своеобразное «заседание биев» из числа аксакалов, а затем прошли соревнования по аударыспақ, күміс алу, қыз қуу.
Со временем и на площадках многоэтажных домов активисты стали организовывать настоящие гулянья для взрослых и детворы.
Традиционными становятся празднования всем двором и в районах. Например, десятки частных домов в Кандыагаше вот уже более 23 лет встречают Наурыз сообща. А началось все с идеи жителей 20 домов по улице Торайгырова. Инициатива настолько понравилась остальным соседям, что на следующий год к ним присоединилась вторая половина улицы. Сейчас кандыагашцы, активно принимая участие в общих мероприятиях, отмечают его и с соседским кругом. Мужчины, как это повелось, готовят куырдак, а женщины – Наурыз коже и бауырсаки. Двор, где собираются проводить праздник, предварительно украшается разноцветными лентами, устанавливаются столы.
Все это – наглядные примеры казахских традиций для молодежи, которая должна знать родную культуру, обычаи.


Праздник вернулся навсегда

В Актюбинске Наурыз мейрамы официально стал праздноваться с 1990 года благодаря усилиям членов общественного объединения «Қазақ тілі».
Запрещенная в советский период традиция была встречена горожанами с большим энтузиазмом. 22 марта члены объединения совместно с неравнодушными актюбинцами установили юрту перед Домом политпросвещения (сейчас это облфилиал партии «Аmanat»). Тогдашний директор историко-краеведческого музея Рысжан Ильясова с воодушевлением приняла участие в подготовке. Предоставила для внутреннего убранства юрты экспонаты. На собственные деньги члены объединения покупали продукты, готовили бауырсаки, варили наурыз коже и угощали актюбинцев. Но далось все это нелегко. Ведь власти были настороже и в любой момент могли запретить гулянья.
К тому времени политклуб «Алдаспан» всячески пропагандировал традиции, культуру казахов. Поэтому его члены заранее, за несколько месяцев, предупредили областной комитет партии о том, что инициируют проведение Наурыза, отметив, что никакой политической подоплеки это мероприятие не несет. Первый тюркский Новый год в нашем областном центре прошел настолько массово и актюбинцы встретили его с такой радостью, что было ясно: теперь этот праздник вернулся к народу навсегда.


Санат РАШ

Колонка "Взгляд"