Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Возвращение Тлеу батыра

тлеу батыр_reswm

Сегодня в Актобе открывается памятник участнику Сайрамской битвы батыру Тлеу Айтулы.
В древние времена, когда народом саки писалась славная история Великого Турана, этот край именовался Исфиджабом. История свидетельствует, что в более ранние эпохи он назывался по-другому. Название – Исфиджаб,  дойдя из VII-IV веков до нашей эры до XI века нашей эры, уступило место Сайраму.
Не будет излишним остановиться на сути обоих этих названий.  «Исфиджаб» на скифском, ответвлении персидского языка, означает «беловодье». «Сайрам» тоже понятие, близкое к воде. Это слово у древних тюрков означало «мелководье». Это название ввели  в XI  веке огузы, владевшие землями вокруг Сыр-Дарьи и Арала. Махмуд Кашгари в своем труде  «Диуани-Лугат-Ат-Тюрк» писал: «Сайрам-Исфиджаб название белого города». Как бы то ни было, не вызывает сомнения тот факт, что Исфиджаб-Сайрам был крупным центром, известным народам Средней Азии и Ирана своими развитыми ремеслами и  высокой культурой.
В дошедших до нас преданиях говорится, что в  городе жили пророки Хызыр, Идрис и Ной. Скорее всего, это просто предание. А вот то, что в этом городе родился Ходжа Ахмет Яссави и что здесь покоятся останки его отца Ибрагима и матери Карашаш – это правда. Но Исфиджаб-Сайрам был обителью и многих других известных святых. Потому до сих пор говорится: «В Сайраме есть бесчисленные множество мощей».
Ойраты, захватив запад Монголии, остановили военные действия  на востоке, договорившись с Россией и Китаем. Получив передышку, они усилились и в самый опасный момент нашествия ойратов на казахские земли, в 1681-1684 годы, осадили Сайрам. Это были не кратковременные военные действия, которые они совершали. Битва в Сайраме стала для казахов своего рода великой отечественной войной, которая должна была решить, останутся ли казахи этносом.
Как показала история человечества, объединение народа не чья-то прихоть. Это процесс, который проходит в трудных и сложных условиях. Для этого необходима единая идея, придающая народу силы.  Идея алашей-казахов об объединении была и до Керея и Жанибека. Она зародилась еще примерно за три века до Сайрамской битвы при властвовавшем тогда в Белой Орде Орыс хане Шыматайулы.
Когда произошло отделение Абилкайыр хана от ногайлинцев и узбеков, в основе которого лежало  объединение шести племен Алаша, одним  из племен, возглавивших кочевье Керея и Жанибека, было каракесек-аргын.  Надо полагать, это говорит о многом. С тех пор Алаш превратился в этноним казахского этноса и стал кличем. Этот клич раздался в Великой Степи с особой мощью в канун Сайрамской битвы, когда над страной нависла опасность.
В своей книге, посвященной герою той битвы Тлеу батыру, организатор многих мероприятий по увековечению ряда знаменитых батыров и биев Младшего жуза Канатбай Елеусизұлы писал так: «Крылатая фраза «Мы дети Алаша» собрала всех казахов на Сайрам-
скую битву. Автор говорит: «Не делясь на роды и жузы, погибнуть ради земли казахской они считали за честь». В алаш-казахской идее нет и признаков деления. Деление на жузы возникло в период российской колонизации, чьим девизом было: разделяй и властвуй. Прежним же фундаментом нации было три крыла. Исконные хозяева казахской земли — саки с объединения народа на бескрайних просторах правое крыло считали землями скотоводов, среднее – старейшин и западное – воинов.
После калмыкского нашествия, помешавшего объединению согласно алаш-казахской идее, народ Великой Степи ослабел. При правлении Есим хана началось разделение на три жуза. Таким образом, в пору правления хана Тауке казахи пришли к разделению на самостоятельные территории. Это был тяжелый удар по единству алашского народа.
Такой удар выдерживают редкие личности. Когда нависла угроза захвата врагами одного ее крыла – Сайрамской стороны, Тлеу батыр, взяв с собой 16-летнего сына Жолды-аяка и старшего брата Калыбая, отправился к Яику и Аралу собирать войска. Батыр, не сомневавшийся в том, что это будет самая кровавая сеча и вряд ли удастся в ней уцелеть, завещал: «В этой битве я, похоже, не выживу. Если погибну, похороните в Турке-стане, рядом с Ходжа Ахметом Яссави». Эти слова свидетельствуют о том, что он собирался пожертвовать жизнью ради сохранения страны.
Есть в истории и другие примеры. Говоря о геройстве Тлеу батыра, я не собираюсь унизить других батыров. Он, действительно, собрал ополчение на территории Младшего жуза, принял участие в Сайрамском сражении и с честью погиб в той битве. Речь о другом. Тлеу батыр — особая фигура, на долю которой выпала честь защищать родную землю. Он истинный сын Отечества, впитавший патриотизм, собравший воедино мощь и энергию народа. Не имей он столь высокий авторитет, разве пошло бы за ним многотысячное ополчение?  Лишь человек, который ставит судьбу народа превыше собственной, сумеет повести людей на битву во имя свободы.
В социологии есть термин «эусоциальный». Эу — по-гречески «хороший», то есть благочинный. Тлеу батыр — высокий образец гражданства, объединивший народное сознание вокруг сохранения единства народа.
Жизненность примера Тлеу батыра проявилась в 17-летнем Сартае, который привел тысячу своих сверстников на битву у Буланты под командование Абилкайыр хана и Шакшак Жанибека. Глава государства Нурсултан Назарбаев говорит о том, что вся казахская история – это история объединения и стремления к целостности. Предки наши показали нам образцы единства и согласия. Это самые поучительные примеры из истории казахов. Жизнь и смерть Тлеу батыра понятна последующим поколениям. Как сказано выше, он завещал похоронить себя  не на землях между Яиком и Аралом, где обитали его соплеменники-шектинцы, а на земле, где он отдал свою жизнь ради всех казахов.
Долгом благодарных потомков было  поставить памятник на земле, откуда он отправился воевать с жестоким врагом. Теперь долг этот выполняется. Памятник, автором которого стал известный в стране скульптур Абдикарим Ахметов, был  недавно доставлен в Актобе. Символично,  что его открытие пройдет по программе официальных  мероприятий, посвященных 550-летию Казахского ханства.
Памятник установлен на постаменте из красного гранита на перекрестке улиц имени  Абилкайыр хана и Тлеу батыра.
Идош АСКАР

Колонка "Взгляд"