В апреле были подведены итоги годовой деятельности реализации программы «Рухани жаңғыру» — важного документа страны, обратившего казахстанцев к собственному феномену. Человек, его личностные качества и духовный менталитет, как показала практика собственных наблюдений, играют решающую роль в формировании кадровых ресурсов. Кто мы? Какие мы? Какими должны стремиться стать? — насущные вопросы, которыми, пожалуй, должен задаваться на пути своего развития каждый из нас. На эти же вопросы ориентирует наше самосознание и исторически ценная программа «Рухани жаңғыру».
Единственный навык, имеющий значение в ХХІ веке, это навык овладения другими навыками.
Питер Друкер
Два слова в пользу актуальности человеческого капитала. Страны нового мира провозгласили качество человеческих ресурсов как главный критерий конкурентоспособности в XXI веке. Современный мир признал жизнеспособность теории человеческого капитала, а также недолгосрочную перспективу сырьевых ресурсов и технологий в дальнейшей конкуренции стран. Во-вторых, Казахстан декларировал 4 крупных региона, в том числе и Актобе, будущими урбанистическими центрами (Послание Президента РК, 2014 г.), которые призваны стать таковыми к 2020 году — центрами технологических разработок, научных изысканий и инноваций, в первую очередь.
Национальная идея «Мәңгілік Ел» (2012 г.), программная статья Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (2017 г.), программа «Рухани жаңғыру», представленная шестью подпрограммами — глобально ориентируют на всестороннее развитие человеческого капитала страны как ценного ресурса духовной цивилизации.
Широкий обзор специальной литературы, периодических публикаций, выступлений экспертов, бизнес-лидеров и ученых также выявил обращение к человеческому фактору во всех сферах современной жизни, особенно когда речь идет о будущем развитии и жизни в глобальном сотрудничестве.
В просторах памяти закрепились сюжеты поисков и решений, предпринимаемых вузами, колледжами, местными исполнительными органами относительно качества выпускников и кадровых ресурсов. Осенью 2017 года аким области Бердыбек Сапарбаев провел рабочую встречу с руководителями организаций образования, основная повестка которой заключалась в постановке стратегических задач — как развиваются вузы области, их вклад в реальные сектора экономики и социальную жизнь региона.
Обращение к образовательному кластеру региона как центральному источнику и интеллектуальной платформе для инноваций было настолько насущным, что сподвигло местные вузы на действенную перезагрузку в плане компетентной профессиональной подготовки обучающихся, которая видится на сегодняшний день через практикоориентированные технологии.
Развитие интеллектуального потенциала и инновационной среды региона возможны только через созидательную деятельность образовательного кластера, включающего всю индустрию образования, — от дошкольных организаций образования до высшей школы, дополнительного образования и, безусловно, сферы повышения квалификации и переподготовки кадров. Действующие кадровые ресурсы — это те, кто готовился к жизни, и к профессии в том числе, вчера, а жить и трудиться приходится в стремительно меняющемся сегодня.
В дефиците оказались не только профессиональные качества и навыки, а скорее — личностные качества и компетенции. «Кто я в этом новом мире? Что я должен изменить в себе? В чем мое призвание и миссия? Как я должен развиваться? Как могу применить свои имеющиеся навыки и развить новые?» — подобные стратегии личностной рефлексии и самосозидания стали внедряться в деловую и личную жизнь современного человека.
Наступило время держать ответ перед вызовами нового века, предъявленными нам на перекрестке двух эпох. Наше завтрашнее будущее наступило уже сегодня. Шаги, необходимые для дальнейшего роста человеческого капитала, заключаются в повышении уровня интеллектуального потенциала на основе формирования ключевых компетенций Личности. Молодое поколение актюбинцев так же, как и нынешнее поколение кадров, нуждается в целенаправленном личностном развитии. Этот потенциал необходим для гармоничного включения в мировую духовную цивилизацию, для созидания новых моделей миропонимания и успешной социализации в новом обществе.
Опыт практической деятельности и наблюдения за студентами, работающими над проектом, слушателями (государственными служащими, педагогическими кадрами) тренинговых курсов и программ повышения квалификации подтверждают острую потребность личностного развития и эффективность выдвигаемой нами модели подготовки «обучать и учиться так — как живешь, а жить — как учишься». На сегодняшний день такой модели отвечают проектная и личностно-ориентированная технологии обучения. Сосредоточенная практика развития личностного потенциала кадровых ресурсов и студенческой молодежи области позволит достичь эффективности интеллектуальных инвестиций.
Практический опыт сегодняшнего дня может выдвинуть тезисные идеи рекомендательного характера:
1) интеллектуальные инвестиции в кадровые ресурсы региона неизбежны в формате сосредоточенной практики обучения саморазвитию и практического развития ключевых компетенций;
2) проектная культура как фактор интеллектуального развития — проектный менеджмент, проектное обучение доказывают свою эффективность в сфере личностного и профессионального роста. Личностный потенциал, формируемый в условиях проектной культуры, способен привести к интеллектуальной продукции собственного созидания;
3) доминирующая роль личностного развития отразится, как правило, на качестве кадрового потенциала, что найдет свое логическое продолжение в формате бизнес-образования, развитии коучинговой практики в корпоративной культуре организаций, корпоративных университетов, перекликающиеся с идеей «образование через всю жизнь»;
4) ориентир на формирование и воспитание интеллектуальной элиты региона через целевую подготовку — от навыков самоменеджмента, лидерства — до навыков творческого претворения в жизнь собственных проектов и стартапов;
5) инновационная культура области может создаваться через функционирование креативных объектов, например таких, как интеллектуальное кафе, музеи креативных идей актюбинцев на открытых и доступных площадках, тренинговые школы, проектные школы инженеров будущего Актобе, региональные форумы-презентации интеллектуальной продукции, телепроекты «Креативный Актобе» и т.п.
Время инвестирования в человеческие ресурсы раскроет новые приоритеты региона. Любое развитие предполагает вложения — интеллектуальные инвестиции оправдывают себя качеством жизни и долговечностью дивидендов в виде неиссякаемых качеств человеческого капитала.
Алтын МЫРЗАШЕВА, кандидат филологических наук, PhD, профессор Актюбинского филиала Академии госуправления при Президенте РК