Нашу торговлю, сервис не ругает только ленивый. И справедливости ради надо заметить, что зачастую критика обоснована. Кто из нас не сталкивался с такими «прелестями», как обвес, обсчет, грубость, если не сказать хамство, продавцов?
Приведу один пример. Выходное утро. Проспект Абилкайыр хана. Множество торговых точек. По логике вещей, за покупателя тут должны бороться, не жалея приветливых улыбок.
А что на деле? Зашла в магазин, а когда пришла пора расплачиваться, протянула крупную купюру… И много что услышала от девушки-продавца в свой адрес. В конце концов, сдача у нее все же нашлась. Неприятный осадок от общения невольно рождает вопрос: «Почему так?». Скучно ей было, или может быть, решила развлечься за мой счет? Ответ напрашивается сам собой: менталитет.
Скажете: пустяк, с кем не бывает? Но только вот из-за такого пустяка портится мнение обо всех представителях этой профессии.
Или еще один случай. Крупный торговый центр. Множество сверкающих стеклами и зеркалами бутиков. Уж тут-то покупателям должно выказываться полное уважение. Такая мысль первой приходит в голову. Ну да, сейчас, разбежалась! В бутике трудится человек, у которого глаз получше сканера. Он насквозь видит вошедшего и быстро в уме прикидывает стоимость его одежки. И если она (одежда) не соответствует некоей шкале ценностей продавца, то на просьбу показать товар поближе, он без обиняков интересуется:
— А вы покупать будете?
И даже если раньше хотелось что-то приобрести, после такого отношения появляется желание поспешно ретироваться от этих сканирующих глаз. А потом смыть с себя это липкое, неприятное, что буквально остается на коже после такого недоброжелательного, оценивающего взгляда.
Сложно сказать, что влияет на наших продавцов: отсутствие конкуренции или старые привычки? Скорее всего, и то, и другое, а еще постоянная, непреходящая лень. Пройдет ли у нас время непрофессионалов? Возможно, но точно — не скоро.
Баян Сариева