Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Время сельских предпринимателей

Как поднять малый бизнес на селе, каким образом привлечь молодежь к частному предпринимательству? На каких этапах пробуксовывает в области программа «Дорожная карта бизнеса-2020», кто занимается ее мониторингом, достаточная ли работа проводится по информподдержке этого важного проекта? Депутаты областного маслихата буквально забросали подобными вопросами заместителя начальника управления предпринимательства и промышленности Багжана Тлегенова на заседании постоянной комиссии по экономике, финансам и бюджету облмаслихата.

Государством выделяются солидные средства на поддержку начинающих предпринимателей. В докладе Багжана Тлегенова прозвучали довольно оптимистичные цифры, подтверждающие, что наша область – одна из лидирующих по реализации программы «ДКБ-2020».

— В 2012 году из республиканского бюджета для реализации программы выделено 1 748,8 миллиона тенге, на сегодня из них освоены 484,2 миллиона, что составляет 27,5 процента. С начала реализации программы на региональном координационном совете было одобрено 256 заявок субъектов частного предпринимательства. Из них 114 заявок по субсидированию процентной ставки, 15 – по гарантированию кредитов, 41 – по инфраструктурной и 86 — по сервисной поддержке, – перечислил он.

Но если горожане проявляют активность, принимая участие в госпрограммах, то сельчане вновь рискуют остаться не у дел.

Обеспокоенность по этому поводу выразила секретарь областного маслихата Сания Калдыгулова и поинтересовалась процентом участия в программе как сельчан, так и молодых людей. По словам начальника отдела управления предпринимательства Оксаны Диряба, молодежь не выделяется отдельной категорией, такой мониторинг не ведется. Что касается сельских жителей, наибольшую активность проявляют Каргалинский, Мартукский, Мугалжарский, постепенно подключаются Темирский и Кобдинский районы. На сегодняшний день не поступило ни одной заявки из Айтекебийского и Шалкарского районов.

— Не говорит ли это о слабой информационной поддержке проекта? — раздался вопрос из зала.

— Надо отходить от рекламных слоганов и сухих цифр, — предложила депутат облмаслихата, директор АФ АО «БТА Банк» Дания Еспаева. – Не лучше ли в СМИ наглядно показывать успешные примеры, рассказывать о людях, сумевших наладить свой бизнес при поддержке государства?

Также Дания Мадиевна подняла вопросы, касающиеся инфраструктурной поддержки.

— Я считаю, что в этом направлении не существует такого жесткого контроля, четко расписанного регламента по срокам, как по субсидированию процентной ставки или гарантированию кредита. Сегодня схема такова: на РКС утверждается заявка на проведение, к примеру, линии электропередач. Далее заявка отдается на откуп администратору программ. Ход работ, сроки уже никем не контролируются. Практика показывает, что в этом направлении нередко возникают проблемы. Крупные компании еще могут как-то «вырулить», а что делать начинающим? В какие двери им стучаться? Я предлагаю закрепить за депутатами, членами партии «Нур Отан», за партийными постами контроль над проектами, получившими поддержку именно по этому направлению, — высказала свою точку зрения банкир.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"