Этот светофор давно впал в прострацию. На проспекте Абилкайыр хана, а именно на переходе между торговым центром «Актобе» и магазином «Байгер», стоит железный регулировщик. Защитная резина с кнопок давно содрана. «Ждите» обнадеживает матричная панель. Мимо катятся машины. Все равно «Ждите». Идут люди – «Ждите». Что-то с памятью его стало.
О том, сколько и чего надо ждать, о светофорах, уличной разметке, наземных переходах — обо всем, что составляет инфраструктуру современных улиц, рассказал руководитель Центра обеспечения безопасности дорожного движения и цифровых технологий Актобе Абзал Тильмагамбетов.
О светофорах
В городе установлено 130 светофоров. В основном российского производства. Каждую неделю два-три выходят из строя. Лампы (диоды), провода и очень часто кнопки вызова зеленого света. Основная причина — вандализм. У людей нет берегов. Нажал один раз — стой и жди! Нет, будут давить пальцем до последнего. Дело в том, что вызов срабатывает через несколько секунд — не сразу. Зеленый свет загорается только после того, как датчики проанализируют автопоток. Ждать надо от 20 секунд до полутора минут. Постоянно тыкать в кнопку пальцем не надо. Срок службы светофора – пять-семь лет. А у нас есть светофоры, которые работают десятилетие. Ламповых светофоров сейчас нет. Сохранился единственный советский — на арке возле автокомбината № 1, на проспекте 312-й Стрелковой дивизии. Конечно, ремонтируется то, что выходит из строя. Сначала проводят ревизию, этим занимается отдел по светофорным объектам, они и устраняют неисправности. Сколько светофоров надо заменить, сколько отремонтировать, сколько установить новых — все контролируется чиновниками и оплачивается бюджетом.
О разметке дорог
Разметка заказывается Центром обеспечения безопасности дорожного движения и цифровых технологий. Проводится в соответствии с ГОСТами. Сначала — тендер. Как он пройдет, приступают к разметке. Есть определенная квадратура площади, линии проводятся краской или пластиком. Пластик должен оставаться на поверхности шесть-восемь месяцев. Но в наших условиях не выдерживает этих сроков. Основные повреждения разметки происходят в непогоду. Особенно в зимний сезон, весной, когда снег сгребают машинами. После весны начинается самая напряженная работа. Дороги всего города надо восстанавливать. Причем в короткий промежуток: конец весны — начало лета. Осенью температурный режим не позволяет это сделать. Разметка наносится при температуре +5°. Если температура ниже — разметка (пластик, краска) не закрепится как положено. Разметка улиц закладывается на стадии проектирования дороги. Все согласовывается с городским техотделом дорожной полиции. Они определяют, сколько полос, какая маркировка оптимальна. Потом, согласно предоставленным схемам, наносятся полосы, линии. Размечается чистая площадь – около 80 000 кв. метров ежегодно. Бюджету это обходится примерно в 200 млн тенге.
Об уличных знаках
Уличные знаки меняются, если выгорают. Дорожные знаки устанавливаются с предписанием городского техотдела дорожной полиции. Знак «Осторожно, дети!» ставится там, где большое скопление детей: рядом с дошкольными учреждениями, школами, колледжами, Дворцом школьников, станцией Юных техников, детскими музыкальными школами и т. д.
Проблемный район рядом с 17-й
школой, там установили знак «Остановка запрещена». Но все равно люди ставят автомобили. Сотрудники МПС выявляют нарушителей и наказывают. Это сложно. Там три автостоянки. Одна из них предназначена под грузовой транспорт. Есть пункт заливки масла, в который постоянно скапливается большая очередь.
Временные, предупреждающие таблички устанавливают подрядчики при строительстве или ремонте дороги. Дорожные знаки подлежат замене раз в семь лет. В Актобе ежегодно обновляется порядка
1 500 знаков. На содержание старой и установку новой дорожной символики каждый год из бюджета выделяется 26 млн тенге.
Осторожно, машины!
По мнению сотрудников дорожной полиции, список самых опасных переходов в городе выглядит следующим образом:
— пешеходный переход перед БСМП. После того, как в прошлом году там погиб ребенок, на пешеходке установили светофор. Правда, пока еще не подключили;
— пересечение проспекта А. Молдагуловой — Южный обход Актобе;
— пешеходный переход по улице Едиге батыра в районе детской больницы;
— переход по улице Едиге батыра от рынка «Табыс» до кольца;
— переход Автоцон — Южный обход;
— переход на автоярмарке;
— переход в районе фтизиопульмонологического центра.
К этому антитопу сотрудники редакции добавили еще тройку позиций.
Перекресток проспекта Абилкайыр хана – улица Марата Оспанова. Там хоть десять светофоров устанавливай, все равно машины будут биться. Два выезда из дворов фактически образуют второй перекресток, метрах в десяти от официально установленного. Переход по улице Газизы Жубановой — от остановки до Народной канцелярии. Район набережной — по улице Маншук Маметовой тоже не хватает светофоров, люди перебегают дорогу где попало, что чревато трагическими последствиями.
Одной цифрой
16 000
дорожных знаков
установлено
на улицах Актобе
О наземных переходах
На балансе центра три наземных перехода. В этом году их планируют привести в порядок. Сюда входит ремонт и полная замена напольного покрытия, покраска и замена лифтов. Лифты есть, но они не работают. Да и сами переходы очень неудобны. Там здоровый человек может ноги переломать, а зимой особенно. Почти вертикальные подъемы, лестницы под высоким углом. Тяжело подниматься. Тем более пожилым людям, мамочкам с детьми, людям, нагруженным авоськами. Практически всем. Если бы там были установлены винтообразные подъемы, это решило бы проблему. В Турции на таких переходах стоят эскалаторы. Нам климат не позволяет такую роскошь. Выделены деньги, чтобы привести переходы в божеский вид. Существуют они с 2018 года. Дожили до того, что некоторые там стали большую нужду справлять. Чтобы поддерживать санитарное состояние, нужны деньги, уборщики. На это денег не выделили. Все делается силами центра. Люди хорошо предъявляют претензии, а за собой плохо следят. Планируют их через МПС научить культуре поведения. Будут устанавливать в переходах камеры, выявлять нарушителей, затем штрафовать. Может, тогда хоть немного
задумаются.
Марина ЗАЙЧЕНКО
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА