Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Все грани музыки

С 1 по 4 октября в нашем городе прошел международный фестиваль современной казахской музыки «Көк байрағым, желбіре!», приуроченный к 75-летию Союза композиторов Казахстана. Показательно, что открытие форума состоялось во Всемирный день музыки.

Традиции и новшества

Четыре дня, насыщенных концертами профессиональной инструментальной музыки и живым общением с корифеями, — пир для самого искушенного меломана! Добавим сюда мастер-классы для педагогов и их воспитанников, проведенные во всех специализированных учебных заведениях. В гости в Актобе приехали более пятидесяти композиторов. Кроме казахстанцев, были гости из России и Азербайджана. Форум, организованный областным домом народного творчества при поддержке облакимата и управления культуры, возглавляла председатель Союза композиторов Казахстана Балнур Кыдырбек.

Открывая фестиваль, Балнур Балгабековна напомнила собравшимся, что это еще и выездной пленум Союза композиторов:

— Мы приехали в Актобе не только потому, что это родина нашего мэтра Ахмета Жубанова, но и потому, что нас здесь ждали. Актюбинцам небезразлично состояние современной казахстанской культуры, поэтому мы здесь.

Среди приехавших — ученики всех семи основателей Союза композиторов Казахстана. Ахмет Жубанов, Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский, Василий Великанов, Латиф Хамиди, Борис Ерзакович, Сергей Шабельский собрались в начале февраля 1939 года и решили создать профессиональное объединение. Эти имена в сердце каждого из присутствовавших на фестивале, ведь благодаря школе первых казахстанских композиторов наша современная музыка в числе мировых лидеров. Этот факт председатель Союза композиторов отметила в выступлении:

— В советской профессиональной музыке на первом месте были кавказские композиторы, Средняя Азия — на втором, далее шел центр (Москва, Ленинград) и Прибалтика. Сегодня тенденция в какой-то мере сохраняется: впереди планеты всей Азербайджан, казахстанские композиторы — вторые.

На вопрос «По каким критериям это оценивается?» Балнур Кыдырбек ответила следующее:

— Главным критерием считается сохранение и наполнение музыкальной формы. И тут надо отметить достижение формы с национальным содержанием. Понятие нации, гражданства особо ярко прослеживается в музыке. Вот почему, прослушав любого композитора, можно определить его гражданскую принадлежность: в современной музыке отдельно взятой страны огромное количество национально-этнических ручейков обязательно сливаются в единую реку. Это — школа и традиции. Безусловно, время и отдельно взятый автор привносят что-то свое, особенное, но все делается с привязкой к традициям. Азербайджанские музыкальные традиции базируются на мугамности, казахстанские — на кюевости (мугам и кюй — музыкальные жанры. — Авт.). Западная же музыка в ХХ веке и нынешнем — это отступление от традиций, сплошной модерн. Именно поэтому так востребованы за рубежом современные казахстанские композиторы.

 

Об авторах и их заботах

Программа всех концертов была выстроена так, чтобы публика познакомилась с творчеством каждого из гостей. Актюбинцам, хорошо знакомым с родными коллективами, выпала радость послушать струнный оркестр из Актау, уникальный в своем роде оркестр «Камерата Казахстана» и уже полюбившийся оркестр народных инструментов имени Даулеткерея (Уральск). Безусловно, выступление на подобном форуме весьма обязывает исполнителей, ведь в зале сидят не просто профессионалы, а авторы. И тут хочется отметить взаимную благодарность, исходящую и от композиторов, и от оркестрантов: букеты, улыбки от души, искренние рукопожатия и поклоны. А как вдохновенно звучало исполнение произведения, когда коллективом дирижировал автор! Или композитор садился к роялю, брал в руки скрипку, как Серик Еркимбеков или Сауле Туякова. Как отметила Балнур Кыдырбек, именно в такие минуты на подобных встречах переживаются самые светлые чувства и рождается вдохновение.

Что касается произведений, то звучали все существующие малые и средние формы: песни, симфонические поэмы, сюиты, камерно-инструментальные пьесы и т. д.

Владимир Стригоцкий-Пак, доцент государственной консерватории имени Курмангазы, в свое время окончил Актюбинскую музыкальную школу № 1 по классу баяна. Создателя произведений разноплановых и разножанровых, как и большинство его коллег волнует отсутствие государственной пропаганды академического искусства:

— Мы поддерживаем непреходящие ценности, но в интересы продюсеров это не входит. Сегодня академическое искусство не пропагандируется, поэтому народ к нему не тяготеет. Нет системы гонораров, а на эфир у нас средств нет. А ведь в современной мировой культуре композиторы Казахстана в числе лучших.

Владимира Андреевича дополнил алматинец Талгат Андосов:

— Идеология сегодня рассеяна по министерствам и ведомствам, культура же от пропаганды отделена напрочь. А ведь именно через культуру можно внедрять любые идеи!

А Ермек Омиров из Алматы привел очень показательный пример отношения к музыке:

— Как-то включаю телевизор, а там российский сериал на казахском языке. В сюжете — любовь нового русского к продвинутой девушке. Молодой бизнесмен, дабы привлечь внимание предмета воздыхания, хочет продемонстрировать свое умение играть на фортепиано. И тут хочется «отметить» уровень музыкальной грамотности работников киноиндустрии. В кадре герой играет «Рапсодию» Ференца Листа, но в дублированном переводе на казахский это представили так: «Жапырак, «Рапсодия».

Проблем в творческом цеху много, еще больше — самого творчества. Ведь как отметил гость из Уральска Максим Попов, духовность — величина неистребимая, и мастеру рука об руку с музой всегда есть что поведать обществу: о любви и смерти, о маленьких радостях и исторических событиях, о хлебе насущном и пище для души… Все это и было поводом для встречи композиторов в знаменательный для них год в нашем гостеприимном городе.

 Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"