Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Все мы родом из школы

Школа создает будущее страны. Каким оно будет? Пора ли бить тревогу и начать беспокоиться о потерянном поколении IT-детей? Детей бездушных, циничных, не читающих книг, неграмотных, озабоченных карьерой и наживой? Или мечтать о лучшем, зная, что в мире интернет-технологий в детских душах закладываются семена доброты, уважения, жажды к познаниям, любви к поэзии, искусству? Кто сеет и взращивает сегодня такие семена? Конечно же, наши учителя. Одна из них — педагог школы-лицея № 23 Майя Булыгина.

Ее педагогический стаж — 30 лет, преподает русский язык и литературу, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

— Я всегда мечтала стать учителем, — рассказывает Майя Абдрашитовна. — Как только пошла в первый класс, сразу же завела собственный журнал, куда записывала «оценки», выставленные друзьям и куклам.

Бережно хранит она воспоминания об уроках первого учителя — Людмилы Пахомовны Чернышевой, работавшей в те годы в начальных классах актюбинской школы № 1, ныне — учителе истории школы-гимназии № 17.

— Для меня моя первая учительница была и остается самой красивой, самой доброй и умной. Профессионал с большой буквы, она показала, каким должен быть настоящий учитель. Я во многом, еще по-детски, копировала ее, потом желание быть похожей на Людмилу Пахомовну укрепилось. После восьмого класса я поступила в педагогическое училище, затем в институт на факультет филологии. Всегда очень любила читать, декламировать, принимала участие в конкурсах чтецов.

— Какое литературное произведение запало вам в душу? Какую книгу вы готовы читать и перечитывать?

— Очень люблю Пушкина, особенно его роман «Евгений Онегин». Стараюсь передать детям любовь к поэту, показать его гениальность.

— Легко ли донести до современных детей вечные ценности?

— Вы знаете, дети сейчас читают мало. Учитель должен применить все возможные и невозможные методы, чтобы заинтересовать их. Я, например, использую технические средства, показываю детям кадры из кинофильмов. Мы не просто смотрим фильм, но и комментируем его, обозначая разницу между произведением и сценарием фильма.

Еще одна проблема современности — безграмотность. Порой, читая статусы, комментарии в соцсетях, поражаешься обилию ошибок.

— Как учитель-филолог может привить своим ученикам любовь к слову? Обязательно ли быть начитанным, чтобы писать грамотно?

— Конечно, желательно читать, видеть текст, здесь работает зрительная память, — отвечает Майя Абдрашитовна — Нужно черпать знания из книг, учебников. Хотя, признаться, учебники сейчас не те. Раньше они проходили многолетнее апробирование, прежде чем их запускали в учебный процесс. Сейчас, на мой взгляд, они часто и неоправданно меняются. Каждый опытный учитель должен преподнести материал доступно и наглядно. Я, к примеру, использую схематическое изложение темы, чтобы дети быстрее и лучше запомнили.

Учитель отмечает, что не только грамотность хромает, но и почерк у нынешних детей становится все хуже. Наверное, потому, что с ручкой довольно успешно конкурирует клавиатура компьютера.

Мы плавно переходим в разговоре к теме воспитания. И здесь выясняется, что лет 15-20 назад ребенка воспитывала семья, сегодня это бремя целиком и полностью лежит на педагогах.

— В погоне за материальным достатком родители нередко забывают о воспитании своих детей, эта ответственность отходит на второй план. В наше время воспитание нравственных ценностей в семье стояло на первом месте. Уважительное отношение детей к родителям, бабушкам-дедушкам, вообще к взрослым прививалось с малых лет, — размышляет Булыгина. — Сейчас, в лучшем случае, внимание родителей к ребенку сводится к одному: «Ты уроки сделал?». Мы должны находить время говорить с детьми, интересоваться их делами. Должны взять за правило собираться семьей за ужином. Не перед телевизором, не с газетой в руках, а общаясь друг с другом. Это очень важно.

Стараясь не упустить из виду административную нагрузку нашего собеседника, мы задаем вопрос о кадровом потенциале школы № 23, которая в рейтинге городских школ (их более 70) занимает четвертое место.

— В рейтинге учитываются показатели ЕНТ, методическая работа, другие критерии. Поскольку наша школа-лицей имеет физико-математическое направление, на ЕНТ две трети выпускников сдают физику. Согласитесь, это один из самых сложных школьных предметов. При этом и английский язык, на который делают упор школы-гимназии, наши дети сдают стопроцентно на «пять». Его у нас преподает обладатель звания «Лучший учитель республики 2012 года» Наталья Пеннер.

— Значит, все дело в правильно подобранных кадрах?

— В школе создана такая обстановка, что просто невозможно работать спустя рукава. Каждый день, каждый час мы должны работать качественно. Кто не выдерживает такой темп, уходит сам. Мы стараемся подтянуть молодых специалистов, главное, чтобы у человека было желание.

Майя Абдрашитовна — учитель высшей категории. Была победителем педагогического марафона 2011 года в номинации «Лучший учитель области». Ее ученики не раз становились победителями областных, международных конкурсов. Она не только принимает самое активное участие в научно-практических семинарах, конференциях, но и является автором публикаций, учебно-методических пособий. Среди них — пособие для студентов и молодых специалистов «Имидж учителя глазами старшеклассников».

Так как же должен выглядеть учитель по мнению школьников? — интересуемся мы напоследок.

— Имидж складывается из впечатлений об учителе: начиная с внешнего вида и заканчивая интеллектом. То есть встречают по одежке, провожают по уму. Проводились исследования, в которых был выявлен даже цвет одежды, которому отдают предпочтение наши старшеклассники. Наставник должен выглядеть аккуратно, красиво. Все должно быть продуманно, вплоть до расположения ручек, книг на учительском столе. Дети, следуя за учителем, тоже подтягиваются, стараются хорошо выглядеть.

Мы проходим по просторным коридорам, заглядываем в кабинеты, видим компьютеры-моноблоки, телевизоры, интерактивные доски. В школе с электронным обучением установлены беспроводные сети Wi-Fi. Здесь созданы все условия для того, чтобы ученики и учителя находились на гребне волны современных технологий.

— Майя Абдрашитовна, а как вы представляете себе школу будущего? Может быть, лет через пятьдесят дети вообще будут учиться за компьютером, не выходя из дома? — назревает вопрос.

— А кто же тогда научит детей думать, размышлять, спорить, доказывая свою точку зрения? Кто сможет привить любовь к чтению? Где они смогут научиться дружить, работать в коллективе? Не забывайте, что школа — это не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"