Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Все мы родом из юрты

Неизменным атрибутом праздника Наурыз, несомненно, является юрта. Настоящих мастеров юрточного дела в Актобе вряд ли можно найти. Сохранить традиции создания и украшения юрт удалось переселенцам, приехавшим в Казахстан из соседних стран.

К примеру, Татима Каирманова, десять лет назад вместе с семьей приехавшая в Казахстан из Каракалпакстана, собственноручно украшает юрты. Один из образцов древнего жилища кочевников, оставшегося после свекра, женщина привезла с собой в Актобе.

В праздничные дни юрта Татимы -апы пользуется большим спросом — ее арендуют предприниматели. Вот и в этом году ее юрту установили перед коммунальным рынком «Табыс». Собирали деревянный дом муж Татимы Сулеймен, сын Берик и еще несколько молодых людей. Понаблюдать за процессом сборки смогла корреспондент «АВ». Зрелище, надо сказать, захватывающее, несмотря на кажущуюся простоту.

— Раньше юрту я собирала сама, эта работа занимает примерно два часа. Все части остова юрты — кереге, уык, шанырак — сделаны из особой породы дерева, называемого каратал. Для выращивания этих деревьев в Каракалпакстане специально отводятся места. После 3-4 лет, когда деревья достигают нужной высоты, их срубают под присмотром мастера юрточного дела. Он снимает кору и по собственным расчетам конструирует остов и красит детали, — объяснила Татима апа.

— Традиционная юрта состоит из босага, кереге, уык и шанырака. В креплении реек кереге наши предки использовали дубленую шкуру верблюда. Кереге привязывают к двери плетеными поясами — терме, которые опоясывают решетки и удерживают всю конструкцию. Войлок, которым накрывают шанырак и уык, называется «үзік», кереге закрывают войлоком — «туырлық», а на шанырак укладывают «түндік». Есть специальные правила, согласно которым в определенное время суток «түндік» открывают в ту или иную сторону. По окружности купольного круга шанырака подвешивали разноцветные шерстяные шнуры — аякбау с кистями на концах, в основном красного цвета. Они выполняли функции оберега. Все эти предметы из овечьей шерсти, кусочков лошадиной шкуры, войлока сшила, связала моя свекровь, — продолжила женщина.

Пока Татима апа объясняла технологию, ее муж Сулеймен с помощью юношей в первую очередь установил двери. После этого поочередно закрепил пять кереге. Кстати, их число и определяет «крылатость» юрты. Когда со стенами было покончено, мужчины принялись за шанырак и уыки. Практически за полтора-два часа работа над 5-крылой юртой завершилась.

— Я не могу назвать в Актобе людей, которые делают юрты. Но в Каракалпакстане такие мастера есть. Они делают 7-, 8- и даже 12-крылые юрты. К примеру, эту юрту в 60-е годы изготовил мой свекор. Расстояние от двери до противоположной стены составляет 6 метров. При переезде в Актобе я не смогла оставить ее. Когда просят люди, мы сдаем ее в аренду. Но обычно сами устанавливаем и живем в ней в летнее время, — рассказала Татима апа.

По словам женщины, мужская половина юрты находится слева от входа. Здесь лежат седла, хранится оружие, висят бурдюки с кумысом. Справа — женская часть юрты, где размещена кухонная утварь, шкафчик с продуктами, колыбель — бесік. Напротив двери — священная сторона юрты, где расположены сундуки с наиболее ценным добром, аккуратными стопками сложены ковры и постельные принадлежности.

Считается, что в юрту нельзя входить с оружием, нельзя наступать на порог — раньше это считалось объявлением войны, вступать в юрту надо с правой ноги. Войдя, нельзя самовольно садиться на стороне, предназначенной для особо почетных гостей, это можно сделать только после приглашения хозяина.

И если для современного человека юрта всего лишь жилище из прошлого и атрибут праздника, то для кочевников она служила не только домом, но и храмом, и моделью Мироздания.

Баян САРИЕВА

Колонка "Взгляд"