С легкой руки Нурсултана Назарбаева началось строительство казахстанского участка международного проекта
«Западная Европа — Западный Китай»
Проект строительства международного транспортного коридора (МТК) «Западная Европа — Западный Китай» уже успели окрестить уникальным. Как известно, казахстанская часть МТК, причем значительная, пройдет и по территории Актюбинской области. Покинув завод ферросплавов, президентский кортеж направился в сторону Хромтау. В пяти километрах от областного центра на трассе «Самара-Шымкент» Главу государства ждали участники торжественного митинга, посвященного началу строительства международного коридора. Старт «всенародной стройке», а именно так определил ее Президент страны в своем выступлении, был дан с легкой руки Нурсултана Назарбаева.
Макет казахстанского участка коридора Главе государства презентовал министр транспорта и коммуникаций Абельгази Кусаинов. В макете были отражены все основные показатели и дана полная информация об источниках финансирования и материалах, которые будут использоваться при строительстве и реконструкции дорог. Нурсултан Абишевич также ознакомился с выставкой отечественных производителей продукции для автодорожной отрасли. ТОО «Стройдеталь», «КамАЗ инжиниринг», «Имсталькон», «Сталь Цинк», «Коктас Актобе», «АЗМК» и другие казахстанские компании готовы снабжать проект всем необходимым, ведь они, по мнению руководителя Минтранскома, занимают ключевые позиции в отечественном дорожном строительстве.
Здесь же состоялся телемост с Жамбылской областью. В этом регионе специалисты готовы приступить к реконструкции участка коридора «Мерке-Кордай». Об этом Главе государства доложил вице-министр транспорта и коммуникаций Дулат Кутербеков. Он попросил Президента страны дать разрешение на начало работ. «Разрешаю!» — произнес Нурсултан Абишевич, и жамбылцы отрапортовали, что приступили к работе.
Как мы уже не раз сообщали, создание транзитного автодорожного коридора «Западная Европа — Западный Китай» Глава государства определил одним из основных направлений в развитии транспортной инфраструктуры страны. Его общая протяженность составляет свыше 8 500 километров, из них 2 787 приходится на территорию нашей страны. Дорога пройдет по пяти густонаселенным регионам. В нашей области реконструкции подлежит 621 километр.
«Мы свидетели огромного дела, которым является эта замечательная дорога. Я объявляю ее всенародной стройкой. Для молодежи, для казахстанцев здесь будет огромное поле для деятельности, заработка, получения профессии. Все это становится возможным благодаря единству нашего народа!» — сказал в своем выступлении Нурсултан Назарбаев.
«Я в своих Посланиях, в том числе и в Стратегии-2030, всегда подчеркивал, что без транспорта и транспортных развязок экономика не может развиваться. Железные и автомобильные дороги, связь — это кровеносные сосуды экономики. Мы сколько угодно можем увеличивать производство, строить новые заводы, но если не сможем все транспортировать, вывозить за пределы страны, продавать, то это все будет никому не нужно. Поэтому, накопив возможности, Казахстан начал строить свою инфраструктуру. Только за последние шесть лет у нас построено и отремонтировано 30 тысяч километров автодорог, что составляет почти 30 процентов от имеющихся в наличии. Лишь в Актюбинской области за счет «дорожной карты» в этом году будет отремонтировано 520 километров автодорог. Такого еще не было в истории региона! Мы отремонтировали почти все аэропорты в областных центрах и работа в заданном направлении будет продолжаться», — отметил Глава государства.
«Международный коридор «Западная Европа — Западный Китай» — уникальный в истории дорожного строительства проект. Это стройка века», — продолжил Нурсултан Назарбаев. Президент страны подчеркнул, что реализация мегапроекта позволит переориентировать перевозку части товаров с морского транспорта на автомобильный и значительно сократит время пребывания его в пути. «Через 10 лет грузоперевозки через Казахстан увеличатся в 2,5 раза», — констатировал он и выразил благодарность Всемирному и Европейскому банкам реконструкции и развития, Азиат-скому и Исламскому банкам развития, которые будут финансировать проект.
По словам Президента страны, одновременно на разных участках дороги в Казахстане будут работать 25 тысяч человек, а когда строительство полностью заработает — 50 тысяч. Глава государства рассказал о том значительном мультипликативном эффекте, что даст для других секторов экономики реализация планов в транспортной отрасли.
«Я сегодня нахожусь в радостном состоянии. Мы сумели начать и осуществим этот проект. Сколько жизней и техники спасем, которые гибли на плохих дорогах. Но главное, Казахстан станет транзитной страной», — подчеркнул Глава государства.
Представитель Всемирного банка заявил на торжественном митинге, что для международных банков развития огромная честь участвовать в реализации мега-проекта, который соединит две части огромного евразийского континента.
Выступления актюбинцев были эмоциональными. В первую очередь, они благодарили Главу государства, поскольку именно ввиду его мудрой политики стало возможным осуществление этого знакового для Казахстана проекта. Доцент АГУ имени К. Жубанова Женисгуль Мухамбетпайзова, ветеран дорожного строительства Жалгасбек Туремуратов, сотрудница ТОО «КазахОйл» Асель Кадырова говорили о том, какой сильный импульс экономике регионов, а значит и страны в целом даст этот коридор.
…Полную мощь всенародная стройка наберет уже в следующем году. В 2013 году реализация проекта будет завершена, а это означает, что в Казахстане появится свыше 2 700 километров первоклассных дорог, которые станут частью гигантской евразий-ской транспортной артерии.
Айгуль Нуркеева
В этот же день в Актобе состоялась международная конференция, посвященная строительству трансконтинентального коридора. О ее работе читайте в следующем номере.
Протяженность дороги по территории КНР — 3 425 км, РК — 2 787 км, РФ — 2 233 км. Основными положительными показателями данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами (автодорожный «Транссиб», морской через Суэцкий канал) являются его протяженность и время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по «Транссибу» 14 суток, то по коридору «Западная Европа — Западный Китай», от порта Ляньюньгань до границ с европейскими государствами время в пути составит порядка 10 суток. Проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям Китай — Казахстан, Китай — Центральная Азия, Китай — Казахстан — Россия — Западная Европа.
Ввод в эксплуатацию уникального на территории СНГ межгосударственного проекта — транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай» значительно ускорит экономическое развитие регионов за счет расширения межгосударственных связей, повышения эффективности перевозок, создания придорожной инфраструктуры и новых рабочих мест в государствах — участниках проекта. Отметим, что вдоль данного коридора, проходящего по территории Казахстана, сегодня проживает 4,6 миллиона человек, а это почти треть населения страны.
На отдельных участках мегапроекта в Актюбинской области уже начаты работы. Так, в 2006 году была завершена реконструкция 215-километрового участка Актобе — Карабутак. В 2007 году дорожники начали реконструкцию участка Карабутак — Иргиз протяженностью 215 километров со сроком завершения в 2010 году. В Иргизском районе реконструируются два участка протяженностью 107 и 108 километров. На иргизском участке также в стадии завершения строительство моста, которое ведет субподрядная организация ДМСУ-22. В 2009 году должны завершиться проектно-изыскательские работы по автодороге Актобе — Мартук — граница Российской Федерации на Оренбург.