Молодые люди все чаще стали обращаться к истории своей Родины. Отчасти это, наверное, связано с инициативой Президента страны Нурсултана Назарбаева достойно отметить 550-летие Казахского ханства. В связи с этим в печати,
на экранах телевизоров появляется много материалов, воссоздающих далекое прошлое казахского народа, его славную историю.
В Актюбинском региональном государственном университете
по инициативе студенческого деканата прошла научная конференция, на которой молодые люди, склонные к исследовательской деятельности, представили свое видение истории Казахского ханства. Мы решили представить несколько работ, которые отражают разные аспекты этой темы. Работы молодых людей не претендуют на глубину исследования, но это их первая попытка окунуться в отечественную историю.
Как это было
Салтанат Елимбайкызы, студентка филологического факультета:
— Многие историки древности, а теперь и ученые прошлого и нынешнего столетий, расходятся во мнении о годах зарождения Казахского ханства. Некоторые предлагают взять за начало 1428 год, другие, в том числе Тынышпаев и Чулошников, склонны были считать, что это произошло в 1456 году. Исследователь казахских ханств Меруерт Абусеитова, ссылаясь на свидетельства в путевых заметках Мухаммеда Хайдара Дулати, настаивает, что Казахское ханство образовалось в 1455-1456 годах. Есть и другие версии, но, я полагаю, что образование того или иного государства нельзя заключать в строгие рамки, поэтому обозначенная дата празднования юбилея Казахского ханства, думаю, соответствует исторической действительности.
Самое главное, до Мухаммеда Хайдара Дулати никто из авторов не приводил конкретной даты образования Казахского ханства. Русский ученый Владимир Вильяминов-Зернов, сопоставив свидетельства Дулати, а также материалы экспедиции Шокана Уалиханова в Кашгарию, приходит к выводу, что основателями Казахского ханства являются Керей и Жанибек.
Это было время правления Абилкайыр хана, предшественника хорошо известного нам хана. Не разделявшие его способы диктаторского правления, Керей и Жанибек увели своих сородичей в Моголистан. Правивший в этих краях хан Есенбуга предоставил им земли в долине реки Шу. Как утверждает Дулати, с этого времени и началось правление казахских ханов. Это соответствует 1465 году.
Историки утверждают, что Абилкайыр хан не хотел отпускать Керея и Жанибека, поэтому направил вслед за ними войска. Три дня лицом к лицу стояли воины Абилкайыр хана, Керея и Жанибека, но битва не состоялась. Некоторые ученые связывают это с болезнью Абилкайыр хана. На самом деле, он был болен, однако причина, скорее всего, состояла в другом. Войска обеих сторон представляли казахские роды: найман, кипчак, конырат и — по всей вероятности, они не решились на родовые распри.
У одного из известных биев есть такое высказывание: «Хромой Темир (Темирлан) был великим полководцем, создателем государства, но он не создал системы правления. После его смерти государство распалось». Созданное Кереем и Жанибеком Казахское ханство просуществовало более четырех веков, до последнего легитимного хана Кенесары. Даже такое мощное государство, как Советский Союз, просуществовало всего семь десятилетий. Это значит — система управления Казахского ханства была прочной и соответствовала своему времени. Именно благодаря этому казахский народ сумел сохранить такую обширную территорию.
Хан и жырау
Ырзагуль Серикбаева,
студентка 2 курса филологического факультета:
— Абылай хан – известная в истории нашей Родины личность, и его деяния подробно описаны в исторической литературе. Но как воспринимали его современники — прежде всего, акыны и жырау? «Не было непокоренных тобой врагов, ты был ненасытен в завоеваниях», — сказал о нем Бухар жырау, один из величайших поэтов казахской степи.
Испокон веков казахским акынам позволялось говорить правду. Перед силой их слов трепетали даже своенравные ханы и султаны. Поэтическое наследие акынов позволяет нам проследить состояние тогдашнего общества, уровень его культуры и взаимоотношений. Сколько за эти столетия наши предки отражали нападок своих врагов, но не озлобились, старались жить по справедливости, оберегали своих сородичей.
Только враги и недруги, как утверждает Бухар жырау, сеяли вражду среди народа. Справедливая жизнь особенно процветала во времена правления Абылай хана. О том времени осталось немало толгау, жыров, дастанов, песен. Но самые лучшие произведения принадлежат Бухар жырау. Он был правдив, не лебезил перед Абылаем, и за это народ любил его и почитал талант акына. Любил он и Абылая, за то что он был снисходителен к певцу, сносил его критические высказывания, которые молниеносно расходились по всей казахской степи. Жырау мастерски поведал и о достоинствах хана, который благодаря природному уму и ораторскому искусству уже в двадцать пять лет занял трон правителя.
Многие его жыры служили Абылаю руководством к действию. Он призывал хана не ссориться с соседними народами, находить с ними общий язык. «Не заставляй свой народ воевать, послушай меня. Ведь вряд ли ты найдешь еще такого девяностотрехлетнего старца, который может давать тебе советы», — пел акын в своих жырах.
Доблестный путь Касым хана
Асия Бабатай, студентка второго курса:
— Наивысшего могущества Казахское ханство достигло в первой половине XVI века при хане Касыме, который, собственно, и начал собирать казахские земли. Официально Касым занял трон в 1511 году, после того, как потерявший авторитет Бурундук хан удалился в Мавераннахр.
Он родился в 1445 году. Его мать Джаган-бегим была родной сестрой матери Махмуда султана, брата Шейбани хана. В 1510 году шейбаниды совершили набег на улус Касыма. Шейбани хан, захвативший власть и утвердившийся в Мавераннархе, стремился не допустить усиления Казахского ханства и всячески препятствовал его развитию. Он даже издал указ о том, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами.
Экономическая блокада и военные действия вызвали ответную реакцию. Борьба за города Южного Казахстана приняла затяжной характер. В этих кровавых столкновениях Касым хану удалось отвоевать у Шейбани Туркестан, Сайрам и другие города. Таким образом он включил в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе: Ногайская орда переживала тяжелый кризис, и часть ее родов и племен откочевала под власть казахских ханов и султанов.
Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улытау и озера Балхаш, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык. Во время правления Касыма население Казахстана достигло одного миллиона человек, а численность войск — 300 тысяч.
Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с ним, было Московское государство в годы правления Великого князя Василия III (1505-1533). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австралийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.).
Что касается взаимоотношений казахских правителей и шейбанидов в последние годы правления Касым хана, то они продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными. Основная борьба происходила вокруг Ташкента. Против казахов был предпринят совместный поход шейбанидских султанов во главе с Кучум ханом, который состоялся зимой 1516-1517 годов.
Касым хан замечал, что в его ханстве участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основании, что их ханы и беки были родовитей и знатней. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии.
«Если будет так продолжаться, — думал Касым хан, — то казахов постигнет участь моголов и шейбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам».
И Касым хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоял из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а также выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе определены сроки наказания за конкретные преступления (Уголовный закон). В третьей главе освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления (Военный закон). Четвертая глава посвящена вопросам дипломатической службы и ее этики (Посольский закон-обычай). В пятой говорится о проведении праздников, похорон, поминок и т.д. (Закон общественности). Это было первое законодательство в истории казахов, созданное на основе народных традиций и народной мудрости. Оно — свидетельство справедливости, и поэтому носит название «Доблестный путь Касым хана».
Согласно Вадиму Трепавлову, умер Касым хан в 1521 году. Похоронили его в древнем пантеоне золотоордынских ханов. Перед смертью он вызвал старшего сына Мамаша и поведал ему:
— Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моей мечтой было сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать, как другие государства, а ядра-молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Если хочешь сохранить единство народа, не стремись к власти, не устраивай междоусобиц! У меня в душе тревога за вас!
Но сыновья не смогли достойно продолжить дело отца. После смерти Касым-хана в Казахском ханстве начались усобицы между султанами, и могущество ханства сильно пошатнулось.