28 ноября у православных наступают дни Рождественского поста. Что во время поста главное и как достойно встретить Рождество Христово? На эти вопросы отвечает епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий Сидоренко.
— Владыка, сколько всего постов у православных?
— Четыре. Великий пост, весенний, самый продолжительный и трудный перед главным христианским праздником — Воскресением Христовым или Пасхой. Установлен в память сорокадневного поста Иисуса Христа в Иудейской пустыне.
Летних постов два. Петров, или апостольский, посвящен памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чья память отмечается 12 июля. Его продолжительность зависит от даты празднования праздника Пятидесятницы (Троицы) и так же, как Великий, не имеет устойчивых календарных дат. Успенский пост — с 14 по 27 августа — перед праздником Успения Божией Матери 28 августа. По строгости он приравнивается к Великому.
Мы вступили в Рождественский, а еще существуют однодневные по средам и пятницам. Люди воцерковленные их обязательно соблюдают.
— Какова главная цель любого поста?
— Их много. Но любой верующий, воцерковленный человек скажет, что в первую очередь это особенное время для молитвы, глубокого покаяния, милосердия, очищения сердца и ума от страстей и нечистых помыслов. А главная цель всей жизни христианина — спасение души, стремление войти в Царствие Небесное. Пост же, как Божественное установление, — одно из средств ко спасению.
— Каковы особенности Рождественского поста?
— Наверное, его сравнительная легкость. Разрешается рыба, иногда вино (только не в среду и пятницу). Очень строгим пост становится с 1 по 6 января. А так ничем не отличается от остальных: запрещаются яйца, мясные и молочные продукты и все скоромное.
— Рождественский еще называют Филиппов пост. Почему?
— Это простонародное название в знак того, что он начинается на следующий день после дня празднования памяти апостола Филиппа, одного из двенадцати ближайших учеников Господа Иисуса Христа.
— Что нужно назвать самым тяжелым грехом во время поста?
— Важно не обижать ближнего. И не только во время постов.
Церковь не зря установила пост в среду и пятницу: приучать себя к воздержанию в пище надо постепенно, желательно под руководством духовника. Во всем должна быть постепенность и умеренность. Если взвалить на себя неподъемный подвиг, можно скатиться до неизбежного срыва, агрессии. Приступать к посту нужно с рассуждением и пониманием своих сил и возможностей. Человеку в силу немощи трудно пребывать в непрестанном состоянии воздержания. Это можно сравнить со спортом, когда к хорошему результату приводят только регулярные тренировки. Прежде чем начать поститься, для начала попробуйте отказаться от чего-то, что служит вам удовольствием. Например, сократить время на сериалы, зависание в лентах соцсетей, уменьшите употребление сладостей, приучите себя к режиму и так далее. Все индивидуально.
— 6 января принимать пищу можно с появлением первой звезды. Откуда эта традиция?
— 6 января — Рождественский сочельник. Весь день соблюдается строгий пост, когда мы отказываемся от пищи. Но, несмотря ни на что, это радостный день ожидания Богомладенца. К вечерней трапезе подают специальное постное блюдо — сочиво (отсюда название – «сочельник»). Блюдо готовится из проваренных зерен с добавлением ягод, фруктов и меда. Если соблюдать этот день по всем правилам, то есть полагается после вечернего богослужения, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не вкушать до первой звезды, возможно, связан именно с этой звездой-свечой.
Есть тому и житейское объяснение: зимой темнеет рано, и ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, чтущие церковный устав, и сегодня придерживаются этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают дневной рацион ради ожидания Рождества.
Существует мнение, что в ночи на Рождество и Крещение можно гадать. Этот нехристианский обычай уходит корнями в языческие времена. Праздник Рождества не имеет к нему никакого отношения. Некоторые ссылаются на волхвов, которые шли к Младенцу Иисусу с дарами. Но стоит заметить, что они шли ко Господу, а не от Него.
Записала Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото из архива «АВ»