Выпускник училища имени М. Щепкина, соратник Шалабая Санаева и Турдыбека Оспанова, протеже самого Ахмета Жубанова, Актолеп Малгарин отдал культуре более 50 лет. Оставлять работу ветеран не намерен до сих пор.
По казахской традиции дедушка Абилжан с бабушкой Жанисой растили его как сына, а отца Садуакаса и мать Жихан он называл ага и апа. Бабушка была известной в округе певицей, много она пела и Актолепу.
В послевоенные годы окончил начальную школу в Бестамаке, затем среднюю школу в Алге. Уже в то время он пел. Как-то родственник повел мальчика во Дворец культуры химиков, после чего Актолеп стал солистом хора.
В 1960 году на фестивале художественной самодеятельности парень занял первое место, а вскоре стал лауреатом республиканского конкурса и был приглашен на декаду КазССР в Москву. Здесь он тоже стал дипломантом, исполнив песню Абая «Айттым сәлем Қаламқас». Молодому певцу с широким диапазоном голоса поступило предложение получить знания в Москве.
Юноша, вызвавший своими способностями восторг московских специалистов, сдал документы на отделение музыкальной комедии театрального училища имени Щепкина. Помнит и поныне, что на экзамене исполнил песню Абая, прочитал басню Крылова и должен был еще показать этюд «Умывание». Один из экзаменаторов заметил: «Вы забыли открыть кран». Абитуриент показал, что в глаз попало мыло, и московские преподаватели остались довольны: «Да он же готовый актер!».
По окончании училища вернулся в Алгу. Директор ДК химиков, заслуженный работник культуры Унтилов принял его с распростертыми объятиями. А вскоре по приглашению известного композитора Шалабая Санаева Актолеп Малгарин перебрался в Актюбинск. Работал здесь в областной филармонии под началом Турдыбека Оспанова.
Случилось так, что начальник управления культуры Далелхан Ускенбаев взял с собой в Алматы Актолепа и повел его к самому Ахмету Жубанову. Оставшийся довольным вокальным мастерством алгинца мэтр устроил парня в государственную хоровую капеллу филармонии имени Жамбыла под руководством Анатолия Молодова. Позже парень сдал документы в Алма-Атинскую оперную студию, а поступив (экзамены принимал знаменитый Бекен Жылысбаев), Актолеп два года получал знания в классе Виктора Виноградова. Выпустившись из студии, работал в Государственном театре оперы и балета имени Абая.
Агай с душевным трепетом сейчас вспоминает, что, когда он находился рядом с Ахметом Жубановым, Гарифоллой Курмангалиевым, Каукеном Кенжетаевым, Розой Жамановой, Ермеком Серкебаевым, — это и были его
звездные годы. Актолеп пел в операх «Кыз Жибек», «Биржан-Сара», «Ер Таргын», «Кармен», «Аида», «Князь Игорь», участвовал в массовках балетов «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Жизель» и других.
Был и кинематографический опыт: эпизодические роли в фильме Султана Ходжикова «Кыз Жибек» и «У подножия Найзатас» Хуата Абусейтова.
Возможно, так бы и ширилась тропа парня среди звезд искусства, если б в 1969 году не приехал он в отпуск к родителям, жившим уже в Карабутаке. Его вызвали в райком партии: дадим хорошую работу, жилье, нужно поднимать искусство земляков, готовить самодеятельных артистов района к 100-летнему юбилею Ленина… Заметив, что Актолеп в нерешительности, ему тут же вручили приказ о назначении директором РДК. О том, что личные документы его письменно были востребованы из Алматы и два года хранились в райкоме партии, он узнал позже.
При РДК Актолеп ага создал оркестр народных инструментов, который, показав себя на областном и республиканском уровнях, очень скоро получил звание народного. Кроме того, герой нашего повествования преподавал в детской музыкальной школе теорию музыки, сольфеджио, фортепиано.
Нелишним будет сказать, что поиски, познание, обучение всегда остаются спутниками Актолепа Малгарина. В 1980 году без отрыва от работы он окончил дирижерско-хоровое отделение Шымкентского института культуры имени Аль-Фараби. В тот же год из Карабутака перевелся в Актобе на должность заведующего отделом областного Дома народного творчества и стал организатором и художественным руководителем первой в Казахстане хозрасчетной концертной бригады «Серпін».
Выйдя на пенсию в 1996 году, Актолеп ага переехал в Хромтау, где стал дирижером оркестра народных инструментов, организовал при Хромтауском городском Доме школьников детскую студию «Жыр шашу». Там он вел занятия по актерскому мастерству и вокалу. Культурная жизнь в Хромтау получила иное развитие, когда в начале 2000-х его назначили режиссером самодеятельного театра: Малгарин сумел найти способных людей и пробудить в них стремление к сцене. А трагедия «Кыз Жибек» в его постановке стала первой на государственном языке на хромтауской сцене. Далее были поставлены пьесы Мухтара Ауэзова «Абай», «Енлик-Кебек» (после ее представления на III областном фестивале народных театров самодеятельный коллектив получил звание народного), Жубана Молдагалиева «Любовь в ревности», Тахауи Ахтанова «Неожиданная встреча», «Той начнется лишь теперь», «Взбудораженные тетушки», Мухамеджана Дузенова «Золотая рыбка Арала», Мади Хасенова «Потерявшийся дневник».
А сколько уж минуло с тех пор, как хор бабушек «Замандастар», руководимый Актолепом Малгариным, стал гвоздем всех программ проводимых в районе концертов! Без «Замандастар» сейчас не проходит ни одно культурно-массовое мероприятие.
Более полувека Актолеп Малгарин отдал непростому пути творчества. В разные годы он поощрялся Почетными грамотами Министерства культуры Казахской ССР. В 2009 году за вклад в развитие культуры и искусства области ветеран сцены стал лауреатом премии акима области.
Татьяна ВИНОГРАДОВА