Вопросы подготовки кадров в сфере высшего образования для реализации государственной программы ФИИР являются особенно актуальными после публикации программной статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».
В связи с этим мы обратились к директору недавно открытого Института экономики и права Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова, доктору экономических наук, профессору, академику АСХН РК Халелу Кусаинову.
— Во-первых, Халел Хаймуллиевич, с какой целью при АРГУ открыт Институт экономики и права и что он собой представляет?
Институт создан в результате слияния экономического и юридического факультетов в целях повышения уровня подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики и юриспруденции для отраслей национальной экономики. Вуз является учебным, научно-методическим и административным подразделением университета, осуществляющим учебные программы высшего и послевузовского образования, магистратуры согласно государственным стандартам образования.
В настоящее время институт экономики и права — современное образовательное учреждение, работающее по системе двухуровневого образования (бакалавриат — магистратура) с выдачей выпускникам документа об образовании государственного образца. Одна из первоочередных задач, стоящих перед институтом, — развитие международных связей с целью вхождения в систему международного научно-информационного и коммуникационного пространства. Обучение в институте ведется на бюджетной и коммерческой основах.
Профессорско-преподавательский состав состоит из 93 преподавателей, в том числе 4 докторов наук, 35 кандидатов наук, 2 PhD.
— Какие условия созданы в институте для самореализации студентов?
— После объединения двух факультетов их общее число увеличилось до 1 264 человек. Приказом ректора АРГУ им. К. Жубанова, профессора Кенжегали Кенжебаева установлены категории обучающихся, которым предоставлены льготы в оплате за обучение — отличникам, активистам, студентам из малообеспеченных и многодетных семей, сиротам и инвалидам. Например, по итогам 2013-2014 учебного года 44 студента получили льготы по оплате за обучение.
И, конечно, институт располагает современной материально-технической базой. Студенты готовятся к занятиям в специализированных читальных залах, имеется шесть компьютерных классов, в которых проводятся практические и лабораторные занятия. В учебном процессе активно используются кредитная система и интерактивные методы: мультимедии, интернет, электронные учебники, электронные обучающие и контролирующие программы, аудио и видеоматериалы.
— Какое внимание уделяется студенческой науке?
— Научную работу студентов руководство института рассматривает как одну из форм выявления потенциального резерва будущих выпускников. Силами студентов и их руководителей образованы и активно действуют около десяти научных кружков. Они объединяют студентов для решения различных задач научно-исследовательского характера. Результаты их деятельности выливаются в участие в студенческих конференциях, республиканских конкурсах студенческих научных работ. У нас ежегодно проводятся международные научные конференции. Участие в них принимают как наши студенты, так и студенты из других городов и стран СНГ. Наши студенты являются постоянными призерами республиканских предметных олимпиад, конкурсов и международных конференций, проводимых ведущими вузами Казахстана.
Участие во всех сферах жизни института воспитывает в юношах и девушках чувство ответственности, ощущение причастности к происходящему вокруг, своей значимости. В итоге студенты становятся не просто профессионалами своего дела, но и лидерами в жизненных ситуациях.
В республиканской газете «Казахстанская правда» от 22 июля 2014 года представлены итоги независимого рейтинга вузов РК по направлениям и уровням подготовки специалистов, проводимого независимым агентством аккредитации и рейтинга Республики Казахстан, где специальности магистратуры «Государственное и местное управление» и «Маркетинг» нашего вуза заняли 3 позицию.
— Каковы результаты программы академической мобильности?
— Наши студенты и преподаватели, участвуя в программах академической мобильности, получают доступ к зарубежным образовательным и исследовательским программам и возвращаются в страну с новым багажом знаний. Содействие и поощрение академической мобильности способствуют формированию качественно новых трудовых ресурсов, как способных занять достойное место на мировом рынке труда, так и существенно повлиять на качество трудовых ресурсов национальной экономики.
На сегодняшний день договора о взаимовыгодном сотрудничестве в области академической мобильности студентов и преподавателей заключены с вузами США, Китая, Нидерландов, Швейцарии, Латвии, России и др. Для осуществления научно-педагогической деятельности в наш институт были приглашены 5 зарубежных ученых из Канады, России и Индии. Мы осуществляем подготовку высококвалифицированных кадров по
7 специальностям бакалавриата,
3 — магистратуры, 3 — среднего профессионального образования. Институтом разработан новый план по организации внутренней и внешней академической мобильности студентов.
— Важнейшие вопросы образования: как осуществляется практическое обучение студентов на базе производственных предприятий, как реализуется схема «образование — наука — производство»?
— В соответствии со стандартами образования предусмотрены различные виды профессиональной практики: учебная, педагогическая, производственная. В качестве баз для проведения производственной практики выбираются различные по направлениям деятельности организации: финансовые учреждения, банки и биржи ценных бумаг, налоговые управления, фонды, коммерческие фирмы, государственные и местные органы управления и учреждения и др. Подготовка кадров невозможна без тесной связи вуза с производством. Институт экономики и права тесно работает с предприятиями в рамках договоров о сотрудничестве. Эти договоры предусматривают подготовку специалистов с высшим образованием, организацию практики студентов, трудоустройство выпускников, переподготовку и повышение квалификации специалистов предприятий и преподавателей университета на предприятиях, организацию и проведение научных исследований, подготовку научных кадров высшей квалификации через магистратуру, проведение совместных мероприятий в социально-культурной сфере.
Кроме того, руководителями предприятий области активно проводится совместная работа со студентами научно-исследовательского, консультационного и инновационного характера. В сентябре текущего года организована встреча с представителями бизнес-сообщества, в том числе с председателем палаты предпринимателей Актюбинской области Тулемисом Шотановым.
— Что делается для трудоустройства выпускников?
— Наши выпускники востребованы: по своим специальностям трудоустраиваются 80 процентов. Ежегодно вуз проводит «Ярмарку вакансий» с участием руководителей и специалистов предприятий и организаций.
Подобные мероприятия пользуются успехом у работодателей, так как позволяют в течение нескольких часов познакомиться с большим количеством выпускников и пополнить базы данных потенциальных сотрудников своих компаний. Выпускники имеют шанс получить приглашение на интересную работу в престижной компании. В ходе ярмарки проводятся собеседования со студентами, по результатам которых выпускники отбираются по разным номинациям: «На заметку», «Собеседование», «Тестирование», «Испытательный срок», «Приглашаем на работу». Показательно, что 20 процентов наших выпускников получают приглашение на работу от фирм, предприятий и организаций в период прохождения ими производственной практики.
Актюбинский рынок труда предоставляет молодым специалистам массу возможностей для успешного карьерного старта. Сегодня многие компании и предприятия Актюбинской области заинтересованы в привлечении на рабочие места выпускников нашего вуза.
— С какими трудностями на сегодняшний день сталкивается вуз и как с ними борется?
Нужны конструктивные подходы по обеспечению притока хорошо подготовленных абитуриентов, ориентированных на поступление в вузы. Одним из таких подходов является широкое развитие олимпиад школьников. Следует активнее вести работу среди обучающейся молодежи с целью усиления ее ориентации на сферы материального производства. В своем выступлении на XI Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в городе Атырау Президент страны Нурсултан Назарбаев отметил, что «в основе всего этого должна быть подготовка новой генерации кадров, активно использующей опыт поколений, передовые инновации. Нужно активизировать сотрудничество в области подготовки выпускников вузов, средних специальных учебных заведений». По нашему мнению, необходимо вернуть казахстанской науке роль одного из ведущих институтов развития общества и экономики, а также обеспечить все возможности для достойной самореализации ученых и специалистов, работающих в научной сфере.
— Как в дальнейшем ваш вуз планирует работать в рамках госпрограмм?
— В будущем наш Институт экономики и права начнет готовить специалистов уже по заказу работодателей путем привлечения зарубежных ученых и специалистов. Для этого нами уже ведется мониторинг рынка труда. При этом особое внимание уделяется реализуемым в Актюбинской области новым проектам, вошедшим в программу ФИИР. Чтобы в будущем новые предприятия не испытывали дефицита в специалистах, уже сегодня им стоит задуматься о своих кадрах. Нужно также обратить серьезное внимание на экономическое и юридическое образование школьников, восстановить необходимые объемы подготовки учащихся в средней общеобразовательной школе в данных областях, развивать логическое и креативное мышление. В результате можно ожидать улучшения ситуации при приеме в учебные заведения всех уровней профессионального образования, что является одним из необходимых условий решения проблемы подготовки специалистов для реализации проектов государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.
— Каковы перспективы Института экономики и права?
— Институт экономики и права АРГУ имени К. Жубанова видит себя в будущем как престижный институт по выпуску специалистов экономического и юридического профиля, активно участвующий в производстве, науке и образовании, распространении и использовании новейших знаний в целях развития человеческого потенциала и повышения конкурентоспособности казахстанского общества.
У нас творческий коллектив, которому по плечу эффективные решения сложных задач учебно-методического, научно-исследовательского и воспитательного характера. Коллективу предстоит серьезная работа, чтобы состояться как признанный образовательный, научный и культурный центр западного региона страны, реализовать уникальные возможности, выйти за пределы нашей области и обеспечить экономику Казахстана высококвалифицированными кадрами.
Записал
Тугель ДАУЫЛТАЕВ