За два года, с 2021 по 2022-й, старые дома Актобе были оснащены 33 лифтами. На нынешний год намечена переустановка 93 аварийных механизмов. В следующем предполагается заменить 145 подъемников.
10 лет и 3 года
Событие вполне рядовое — запуск лифта в доме № 12 по улице Аз Наурыз — открыло новые информационные потоки в контексте государственной программы модернизации ЖКХ. Программа разработана в 2011 году и первоначально была рассчитана на десятилетку. До 2022 года по этой программе в нашем городе заменили 91 аварийный лифт. Осуществлялось все неровно: за 10 лет обновили 58 изношенных подъемников, за два года – 33, на нынешний год намечена переустановка 93 аварийных механизмов. В следующем году предполагается заменить 145 подъемников. Под эту программу определен подрядчик и выделены средства из республиканского бюджета. Первый транш в 751,1 млн тенге уже почти освоен. Это стоимость тех 93 лифтов, 58 из которых действуют, 10 встанут на свои места не позже октября и еще 25 заработают в ноябре. Лифты в актюбинских домах монтируются белорусские. Производства завода «Могилевлифтмаш». Демонтаж и монтаж подъемников производится ТОО «QAZ- BEL ЛИФТ». Оно уже пятнадцать лет как официально представляет белорусский завод. Эти люди знакомы с особенностями жилого фонда Актобе, обладают техникой и специалистами для его переоснащения, знают рынок.
В доме № 32 по улице Тургенева по желанию жильцов компания ТОО «QAZ-BEL ЛИФТ» установила механизм грузоподъемностью тысячу килограммов. Лифтовая шахта дома это позволила.
Электроника вместо реле
Программа модернизации не рассчитана на дома-новостройки. Речь идет о старом жилом фонде. Там лифты выработали свой ресурс более чем в два раза. Потому что изначально рассчитаны на 25 лет работы, эксплуатировать их дальше опасно. Директор ТОО «QAZ-BEL ЛИФТ» Ботагоз Жумагалиева отмечает:
— Не все люди у нас понимают необходимость замены изношенных лифтов. Чем механизм старее, тем он опаснее. Не дай Бог, конечно, произойдет несчастный случай. Мы устанавливаем в городе лифты производства Беларуси. Для них не требуется создания или модернизации лифтовых шахт. Они прекрасно приспособлены к основному городскому жилому фонду. Грузоподъемность у них почти в два раза выше, чем у старых, советских: они рассчитаны на 400 килограммов, советские лифты поднимают до 250. Кстати, последних немало осталось в городе – 258 механизмов. Все надо срочно менять — мыслимые и немыслимые амортизационные сроки они выработали. Основная локация, где работает совместное ТОО, это 11/12 микрорайоны. Мы занимаемся демонтажем старого оборудования, работающего на релейной основе, и монтажом нового — электронного. Техобслуживание и ремонт товарищество берет на себя. Лифты будут находиться под нашим присмотром, потому что мы являемся дилерами завода уже пятнадцать лет – почти как сотрудники Могилевлифтмаша. Поэтому все запасные части, материальные ресурсы у нас есть. Есть и соответствующая база. В обслуживание входит замена масла, всех запчастей, устранение неполадок. Срок службы зависит от того, как люди отнесутся к лифту. Будут беречь — машина прослужит дольше.
Техобслуживание — отдельная статья оплаты. Тариф по городу — 800 тенге. Но для тех, кто включился в программу модернизации, мы ставим 700. Потому что понимаем — нелегко выплачивать кредит и техоплату. Техобслуживанием будет заниматься наше дочернее предприятие «Лифт Сервис».
Кроме белорусских лифтов, по программе модернизации в Актобе устанавливаются также лифты алматинского производства. По желанию жильцов можно установить турецкий или китайский подъемник. Но это будет намного дороже.
Программа модернизации
Эта государственная кредитная программа запущена 12 лет назад. В городе, где работает 659 подъемников, она необходима. Пока будут менять изношенные лифты, постареют новые. Подъемники меняют в домах с 2011 года. Пресловутая перестройка не оставила живого места от лифтового хозяйства. К тому моменту, как подоспела модернизация, в редкой многоэтажке города работал лифт. Машины были раскурочены в «святые девяностые» — старатели изымали цветмет. Все остальное лет десять-пятнадцать лежало грудой бесполезного железа. На программу модернизации в первую очередь пошли жильцы тех домов, где лифты были совсем убиты. Подниматься на верхний этаж с пакетами в одной руке и второй удерживая ребенка — альтернатива предложению государства так себе. Людям предлагался беспроцентный кредит на те же семь лет и установка китайских и турецких недешевых лифтов. Стоимость подъемника делилась на число квартир в доме; лифт авансом устанавливался в многоэтажке, и дальше каждая квартира, давшая согласие на участие в модернизации, постепенно рассчитывалась. Эта схема сохранена. Белорусский лифт стоит сейчас 8,07 млн тенге. Сюда входит цена самого лифта, сопутствующего оборудования, демонтаж, монтаж, проектно-сметная документация и услуги технического надзора. Заем предоставляется собственникам квартир, начиная со второго этажа. Они будут погашать семилетний кредит каждый месяц.
Финансовый оператор
Финансовым оператором модернизации было ТОО «Табыс Актобе». Вплоть до июля нынешнего года. Затем оно прекратило свою работу финансового оператора программы модернизации ЖКХ и передало полномочия СПК «Актобе». Теперь все платежи по старым и новым кредитам принимать будут они.
Представитель социально-предпринимательской корпорации Жасулан Муслимов прокомментировал:
— СПК — финансовый оператор. После того, как подрядчики установили лифты, мы принимаем оплату. Каждая квартира заключает с нами кредитный договор на семь лет и дальше платит по три/четыре тысячи тенге, в зависимости от количества квартир в доме. Сейчас лифты устанавливают с третьего этажа. Больше квартир в доме – меньше сумма кредита. Оплата производится ежемесячно до 25 числа. Месяц в месяц. Август – за август, сентябрь – за сентябрь. Можно через мобильное приложение банков, можете приехать к нам по адресу: улица Маресьева, 103а, СПК «Актобе», третий этаж, 36 кабинет. Финансирование на модернизацию выделяется из республиканского бюджета. Дальше замена лифта предлагается жильцам. Определяется подрядчик. Проводятся общие собрания жильцов. Составляются протоколы. Потом документы отдаются в жилищную инспекцию. Если все условия совпадают, то есть определились подрядчики, есть деньги и жильцы согласны, протоколы поступают к нам. Потом СПК оформляет четырехсторонний кредитный договор: с подрядчиком, жилищной инспекцией, жильцами. Оплата по кредитному договору поступает в нашу организацию. Пока у ТОО «Табыс Актобе» остались платежи по кредитам, которые заключались ранее. Платежи за новые установленные подъемники поступают в СПК. По всем вопросам, касающимся оплаты кредитов по лифтам, можно обращаться к нам. И главное — лицевые счета будут заменены, но договор останется прежним. Мы заново открываем только лицевые счета. Техобслуживание лифта будет оплачиваться по другой ведомости, другому юридическому лицу.
Несговорчивые жильцы
Бибит Шарова, управляющая кондоминиумом дома № 12, предварила неизбежный вопрос о «сопротивляемости жильцов».
— Собственники квартир в некоторых подъездах говорили: «Зачем эта замена? Что со старым лифтом станет? Мы им пользовались и будем пользоваться». Но это же не так. На каждый механизм есть своя промышленная гарантия, у него есть определенный срок годности. Сейчас все шесть лифтов у нас работают. Один мы запустили сами. Собирали деньги, восстановили. Двадцать пять лет они отработали. Даже вдвое больше. Пришло время их менять. А если есть программа, которой можно воспользоваться, то почему бы нет?
Не все так сознательны и покладисты. Цена несговорчивости — приблизительно 250-350 тысяч тенге. В городе осталось 258 советских лифтов. Многие проработали больше 50 лет. Их непременно надо менять.
По словам главного специалиста отдела жилищной инспекции Нуржана Нагиметова, менять лифты, выработавшие свой ресурс, требуется по закону. Но без согласия жильцов ничего сделать невозможно.
В 108 домах проведены собрания по поводу замены лифтов. Имеется 28 подписанных протоколов, где 70 процентов жильцов дали согласие. Процедура сбора подписей
продолжается.
Такие конфликты приходится разрешать. Иначе городские блогеры получат шумный и трагический повод для обсуждения.
Марина ЗАЙЧЕНКО
Фото Аслана Мусенова