Кто из нас хотя бы раз не задумывался о том, чтобы открыть свой бизнес? Некоторые на это решились и пожинают плоды успеха, другие — обожглись, а третьи до сих пор мечтают, подсчитывают и сомневаются. Чтобы помочь начинающим бизнесменам и тем, кто намерен им стать, мы открываем наш новый проект «Свое дело». Здесь с помощью экспертов будем объяснять, какие подводные камни вас ожидают, что можно улучшить и где найти помощь, а также отвечать на ваши вопросы. Сегодня мы начнем с первого этапа — выбора сферы бизнеса.
Шаг первый — оцениваем себя
— Сразу же хочу сказать: для того, чтобы открыть свое дело, надо уметь брать на себя ответственность, — говорит Айжан Дуйсебаева, директор консалтинговой компании «Диалог». — Ведь вы будете отвечать не только за себя, но и за бизнес, деньги, людей, которых берете на работу. У нас нередко бывает, что открывают предприятие, набирают людей, потом месяцами не платят им зарплату и закрываются. Надо быть готовым к тому, что работать придется много и упорно. Большинство людей, особенно молодежь, думают, что бизнесмен — это человек, который сидит в кожаном кресле и ездит на джипе, по полгода проводит на Гавайях, а его предприятие работает само по себе.
Специалисты считают, что надо заниматься тем, что ты умеешь хорошо делать. Есть даже такой прием — написать на листке бумаги 50 своих умений и навыков. Много? На самом деле автор этого материала смогла набросать за полчаса больше 70. И у каждого человека есть свои плюсы, даже умение грамотно писать или оформлять салаты может вам пригодиться. Из всего списка отбираем около 10 навыков, которые пригодятся вам в бизнесе, то, что мы делаем лучше всего и с удовольствием. Психологи считают, что это очень важно — чтобы дело вам нравилось.
Шаг второй — узнаем потребности
Теперь нам нужно узнать потребности рынка, насколько ваши предложения могут быть востребованы в вашем городе. Скажем, вы умеете играть на мандолине. Но вряд ли вы найдете достаточно клиентов, готовых этому обучиться. Вот домбра — другое дело.
— Наличие спроса — одно из главных условий успешного развития бизнеса, — считает Анар Даржанова, начальник отдела поддержки предпринимателей города Актобе. — В последнее время у нас увеличился спрос на национальную одежду, сувениры, всегда есть спрос на яйца домашних кур, было бы предложение. Скорее всего хорошо будут продаваться грибы, козье молоко. Пользуются спросом образовательные услуги, например, обучение английскому языку. Учитывать нужно все. Предположим, вы собираетесь стать дилером крупной обувной компании. По ее условиям вы обязаны продавать 100 тысяч пар детской обуви в год. А у нас нет такого количества детей…
Также ниши можно отыскать при крупных предприятиях. Ведь заводы или крупные проекты вроде транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай» обычно обслуживают более мелкие предприятия. Анар Даржанова сравнивает этот процесс с китом и мелкими рыбками, которые кормятся за счет гиганта:
— Большому предприятию нужно думать о больших планах, идти вперед, не отвлекаясь на мелкие потребности. А малый бизнес может организовать транспортные и маркетинговые услуги, питание, обеспечение запчастями, рекламу, уборку, озеленение территории, всего и не перечислишь. Можно даже предложить новому тепличному комплексу помыть окна или найти клиентов в других областях. А может быть, разработать узнаваемый логотип, предложить удобную тару для транспортировки по городу, а для междугородних поставок — другую.
Организуйте мини-опрос своих родных и знакомых — в чем они нуждаются, и чего нет в вашем городе или селе. Может, вы станете поставщиком редких запчастей к компьютеру или каких-нибудь супер-мочалок. Благо в Интернете можно и найти товар, и завязать отношения. Не забыв, конечно, про договора, таможню и прочие правовые особенности.
Я, например, узнала, что моим знакомым не хватает: мест в детских садиках (можно открыть мини-детсад), кафе-мороженого, запчастей на редкие иномарки, развивающего детского центра в старой части города, хорошего ассортимента танцевальных и модельных костюмов для детей. Идеи кругом – только держите нос по ветру!
Шаг третий — изучаем конкурентов
Теперь нужно встать на место клиента. Насколько хорошо вам оказывают услуги, в которых вы нуждаетесь. Скажем, вы хотите заняться дизайном интерьеров. Берем телефонные справочники, обзваниваем объявления в газетах, узнаем цены, условия, слабые и сильные стороны. Оцениваем приблизительное количество конкурентов. Есть сферы, где конкурировать очень сложно, например, довольно низкую цену хлеба могут держать только крупные монополисты.
— У нас часто люди открывают бизнес по принципу соседа, — продолжает Айжан Дуйсебаева. — Он открыл магазин — и я открою, у него хорошо идут дела в аптеке — и мне надо. В результате у нас куча магазинчиков и парикмахерских с жутким сервисом. И сейчас многие мелкие магазины закрываются. Их «поглощают» супермаркеты.
У маркетологов есть такое понятие, как «отстройка от конкурентов», то есть вы должны придумать фишку, нечто отличающее вас от других. Например, в одном городе некая компания по установке сплит-систем обошла многочисленных конкурентов, использовав такой прием. Рабочие приходили на установку в фирменной одежде, тапочках и все убирали после себя. Причем цена за услугу была как у всех.
Я представила: мне предложили установить пластиковые окна, а окончив работу, убрать все за собой. Да, конечно же, я бы выбрала эту компанию, если бы еще и переплачивать не пришлось! И таких идей много: бесплатные жвачки, прилагающиеся к меню в кафе, дармовые пакеты в магазинах, SMS-cообщения клиентам об акциях и скидках. Все это понемногу появляется и в Актобе, и здесь фантазия может быть безграничной.
Шаг четвертый — анализируем
Итак, вы примерно определились с видом бизнеса. Самое время составить SWOT-анализ. Берем листочек, расчерчиваем линиями сверху вниз и слева направо. В левом верхнем квадрате пишем свои сильные стороны в этом бизнесе. Например, хотите открыть аптеку. Сильные стороны — вы имеете фармацевтическое образование, у вас много знакомых врачей и вы нашли хорошего партнера. В правом верхнем квадрате перечисляем свои слабые стороны в этом бизнесе. Скажем, у вас нет опыта и достаточного количества денег. Нижняя сторона листа — это внешняя среда. В левом нижнем углу записываем возможности. Например, в вашем районе мало аптек и ассортимент в них скудный, а у вас есть идея привезти какие-то интересные аппараты для астматиков. В правом углу вспоминаем об угрозах. Это всевозможные риски. В вашем районе могут построить большую аптеку, конкуренты тоже могут завезти аппараты, вас будут постоянно проверять контролирующие органы и т.д.
В сельском хозяйстве большую роль играют погодные риски, земля, наличие пастбищ.
Сможете ли вы достойно противостоять угрозам? Чего больше на вашем листочке — плюсов или минусов? Выводы делайте сами.
Шаг пятый — готовим бизнес-план
Основные причины закрытия начинающих предприятий, как показали маркетинговые исследования компании «Диалог» в Атырау, это недостаток финансовых средств для развития бизнеса. То есть предприниматели попросту не рассчитали свои силы. Это естественно, что пока у вас пойдет прибыль, придется понести много затрат.
Вторая причина закрытия — незнание рынка, то есть высокая конкуренция или отсутствие спроса. Это мы уже обсудили.
И третья причина — отсутствие знаний по предпринимательству, законам, бухгалтерии, работе с персоналом. Бывает, что люди открывают ЧП, а налоги не платят, необходимые разрешения не берут, потом это оборачивается огромными проблемами.
Так что правильно рассчитать расходы и план доходов, изучить рынок, найти квалифицированных специалистов и быть в ладах с законом очень важно.
— Изучите свое дело шаг за шагом, — советует Анар Даржанова. — Созрейте. Вы должны быть готовы к серьезному делу под названием бизнес.
Мария КОРЖЕВА
Домашнее мыло
Оказывается, на Западе очень популярно домашнее мыло. Например, владелец крупной мыловаренной компании Деннис Андерсон, который за 3,5 года совершил более 33 400 продаж своего домашнего мыла, начинал с того, что варил его дома сам! Сам процесс мыловарения несложен. Сейчас продается много готовых компонентов, которые нужно только смешать и разлить по формочкам — вот вам и готовое мыло. Все это можно делать дома. Мыльная основа продается в интернет-магазинах, плавится на водяной бане или в микроволновке. Потом в жидкую массу добавляют жирное масло, краситель и ароматизатор. Все разливается по формочкам. За сутки мыло загустеет и его можно использовать (более подробные рецепты вы найдете в Интернете или в специальных книгах по домашнему мыловарению).
Бывают мыла косметические, лечебные, для волос, скрабы, антицеллюлитные, для мытья посуды, жидкое мыло, это уж на ваш вкус. Себестоимость домашнего мыла — примерно 200 тенге за 100 граммов. В специализированных магазинах такое продается по цене около 1000 тенге.
Учитесь бизнесу бесплатно!
25-26 мая в Актобе пройдет семинар по программе «Бизнес-советник», где можно обучиться открытию своего дела. Ограничений по возрасту и роду занятий нет. Желающие могут записаться на обучение по указанной программе в отделе предпринимательства г.Актобе (ул. Алтынсарина, 2, каб. 19) или по тел. 21-55-51 (Кужахметова Малика). Количество участников ограничено — 35 человек.
Три из десяти
По статистике, в среднем по СНГ из 10 новых предприятий три закрываются в первый год, еще три — в следующем году, пятилетний рубеж преодолевают только три из них.
О том, как правильно составить бизнес-план и где можно обучиться основам бизнеса, мы расскажем в следующем выпуске нашей рубрики «Свое дело». Задавать вопросы по теме можно по адресу: korzheva_av@mail.ru