Тарифы на услуги водоснабжения в нашей республике сегодня одни из низких в мире. С 2013 года средний уровень составляет 0,30 тенге без учета НДС, то есть ниже себестоимости. В результате 80 процентов водохозяйственных объектов находится в неудовлетворительном состоянии: база основных средств изношена, активы неликвидны.
Естественно, предприятие ищет выход из сложившегося положения. Одним из путей решения является повышение предельного уровня тарифа регулируемых услуг. Вкупе с ежегодной инфляцией, связанной с затратами на производство и реализацию услуг, это становится поводом для повышения тарифов.
Основным фактором повышения цен является и реализация инвестиционных программ, которые призваны повысить качество и надежность предоставляемых регулируемых услуг, обеспечение безопасности населения и сохранность госимущества и сооружений водохозяйственных объектов. Посредством инвестпрограммы можно предотвратить ежегодный риск затопления окружающих населенных пунктов во время паводка.
Реализация инвестпрограммы позволит восстановить, реконструировать и модернизировать водохозяйственные объекты. Программа будет проводиться в соответствии с тарифной сметой, посредством увеличения предельного тарифа услуг путем вложения и возврата средств.
При этом будут учитываться следующие критерии: снижение расходов сырья, материалов, топлива, энергии в зависимости от отраслевых и производственных особенностей; минимизация финансово-экономических рисков; оптимизация схемы заимствования и возврата заемных ресурсов в случае использования заемных средств; увеличение объема и/или повышения качества предоставляемых регулируемых услуг; внедрение автоматизированных систем управления технологическим процессом и коммерческого прибора учета энергии (в случае необходимости их внедрения) и комплексные мероприятия по снижению уровня дебиторской задолженности потребителей регулируемых услуг.
Инвестиции будут направлены на создание новых активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период для получения технико-экономического эффекта.
Инвестпрограмма улучшит не только положение предприятия, но и условия субъектов малого бизнеса. Предприниматели смогут убирать урожай, пополнять кормовой запас, реализовывать сено, заниматься животноводством.
Еще один немаловажный фактор – ежегодное снижение денежных средств из республиканского бюджета, связанное с оптимизацией бюджетных средств.
Таким предприятиям, как мы, рекомендовано повышать тарифы на оказываемые регулируемые услуги. Другого пути у нас, действительно, нет: содержать, восстанавливать и обновлять изношенные объекты, число которых ежегодно растет, при действующем низком тарифе невозможно.
АФ РГП на ПХВ «Казводхоз» оказывает услуги в сфере водохозяйственной системы по регулированию поверхностного стока при помощи подпорных гидротехнических сооружений.
Филиал подает воду всем пользователям и потребителям независимо от форм собственности, в том числе сельхозтоваро-производителям и садоводческим коллективам – на орошение, АЗФ АО «ТНК «Казхром» – на производственные и экологические попуски, АО «Акбулак» — на санитарно-экологические нужды.
Наше предприятие — субъект естественных монополий, но при этом оказывает регулируемые услуги. Потому мы должны самостоятельно найти пути решения. Единственно верным выходом из сложившейся ситуации является изменение тарифов, которые формируются исходя из необходимых затрат.
Для этого предприятием разрабатывается тарифная смета на долгосрочный период сроком на пять лет с учетом приоритетов развития РК и инфляции. При этом предельный тариф должен покрывать не только себестоимость продукта, но и учитывать окупаемость вложенных инвестиций с учетом индексации.
В связи с этим нами, Актюбинским филиалом РГП на праве хозяйственного ведения «Казводхоз» Министерства сельского хозяйства РК, ведется разработка материалов для подачи заявки на предельный уровень тарифа на долгосрочный период сроком на пять лет. Предлагаемые затраты и допустимый уровень прибыли будут рассчитаны в соответствии с требованиями действующего законодательства о естественных монополиях и подзаконных ему нормативных правовых актов. Ведь основной целью закона является достижение баланса интересов потребителей, субъектов естественной монополии, регулируемого рынка.
Естественно, уполномоченный орган и руководство местного исполнительного органа могут повлиять на снижение затрат, чтобы не допустить резкого скачка тарифов. Но мы будем отстаивать свою позицию и добиваться утверждения жизненно необходимых для предприятия затрат и прибыли.
Талгат КАЛМАГАМБЕТОВ,
экономист АФ «Казводхоз»