В течение трех дней в вузах Казахстана впервые проходило комплексное тестирование абитуриентов с дипломами колледжей и аттестатами прошлых лет. Лишь пятая часть из 65 тысяч желающих получить высшее образование смогла набрать пороговые 50 баллов.
В Актобе тестирование проходило в двух местах — в пед-институте и медицинском университете. В состав государственной комиссии входили представители Министерства образования и науки РК, ДВД, СМИ, НПО. За ходом мероприятия следили сотрудники КНБ.
По словам ответственного секретаря приемной комиссии в пединституте Алии Жумагалиевой, документы для сдачи тестов принимались с 20 июня по 9 июля.
— И при этом молодежь ринулась сдавать документы буквально в последний день, — говорит Алия Жумагалиева. — Вот тесты уже завершены, а люди приходят к нам с документами и сейчас.
Правила прохождения обязательного комплексного тестирования (КТ) Министерством образования и науки были приняты еще в январе. С этого года право получения высшего образования имеют только те, кто наберет минимум 50 баллов в результате КТ. Раньше тесты сдавали только выпускники колледжей, которые претендовали на гранты. Остальным достаточно было пройти собеседование в приемной комиссии вуза и после трех лет платного обучения они получали дипломы.
— К сожалению, абитуриенты до последнего надеялись, что новшество отменят или на худой конец перенесут на следующий год, — рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии. — Эти слухи муссировались в СМИ. Несмотря на это мы провели разъяснительную работу среди учащихся колледжей и предложили пройти пробное тестирование. Если честно, на это согласились единицы. У многих колледжей были свои проблемы: после сдачи государственных экзаменов выпускники должны были пройти тесты у независимых экспертов на соответствие полученной квалификации. Дети так усердно готовились к этим тестам, что комплексные тесты отошли на последний план. Многие путали эти два теста, полагая, что сертификат после первых тестов достаточен для поступления в вузы. КТ — это доказательство того, что знаний человека достаточно для получения высшего образования.
Как заверила Алия Жумагалиева, вопросы КТ взяты из школьной программы и прошли апробацию.
— В колледжах изучали данные предметы, — рассуждает ответственный секретарь приемной комиссии. — Они соответствуют общеобразовательной программе, в которую входят язык обучения, история Казахстана и математика. Четвертый предмет определяется выбором будущей профессии. Вопросники для тех, кто обучался в колледже на базе 9 и 11 классов, отличались.
Теперь об итогах. В приемную комиссию, базировавшуюся в пединституте, сдали документы 1 416 абитуриентов, из них закончивших колледжи — 1 319. Были среди них и те, кто когда-то успешно прошел ЕНТ, но поступил в колледж. Они тоже сдавали КТ, так как результаты ЕНТ действительны в течение полугода.
— Увы! Результаты неутешительные. В первый день пороговые 50 баллов преодолело лишь 20,2 процента абитуриентов, — сообщила Алия Жумагалиева. — На второй день этот показатель составил 23 процента, а в последний день только 18,7 процента абитуриентов набрали 50 и более баллов, а в среднем лишь 20,6 процента претендентов преодолели пороговый барьер. Те, кто не сумел пройти пороговый барьер, имеют право сделать это в следующем году.
С 23 июля начался прием документов на государственные образовательные гранты, который продолжится до 31 июля. Право на них есть у всех, кто успешно сдал ЕНТ и КТ.
Сильные духом
Среди абитуриентов, сдавших тесты в АПИ, было два инвалида. Один из них — инвалид с детства по зрению Нуржан Сатыбалдин — окончил музыкальный колледж имени Куляш Байсеитовой в Алматы и решил получить высшее образование. Для него выделили отдельную аудиторию и он успешно прошел все тесты. Причем на творческом экзамене набрал максимальные 50 баллов. Еще один абитуриент с нарушением опорно-двигательного аппарата, который сдавал тесты наравне со всеми, набрав пороговый балл, намерен овладеть профессией дефектолога.
Были среди тестируемых и великовозрастные. Но три абитуриента, которым было уже за 40 лет, с вопросами КТ не справились.
Мнения
Гульбира Джылкыбекова, представитель МОН, доцент кафедры дошкольного обучения и воспитания Таразского пединститута:
— Нынешнее комплексное тестирование имеет много особенностей. В этом году в вузы поступают около 55 тысяч выпускников колледжей. Отмечу, в прошлом году их число было в два раза больше, то есть более 100 тысяч. Добавьте к этой цифре еще 10 тысяч абитуриентов, которые окончили школы в предыдущие годы. В итоге всего на КТ по Казахстану было подано около 65 тысяч заявлений. Пороговый балл набрали в среднем 20 процентов желающих. Думаю, это низкий результат. Всего 5-6 процентов из числа абитуриентов набрали 80 и выше баллов. Но это нормально. Колледжи готовят профессиональных специалистов и им надо поднимать квалификацию. То есть настало время перейти от количества к качеству.
Азиза Алтайбаева, представитель МОН и председатель апелляционной комиссии, старший преподаватель Казахского агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина (г. Астана):
— За три дня подали апелляции, не согласившись с оценкой, 30 абитуриентов. Но комиссия из состава учителей и преподавателей пришла к выводу, что их претензии необоснованны. Только одному абитуриенту после апелляции добавили… 18 баллов. В итоге он набрал 55 баллов. Дело в том, что все ответы по математике он закрасил слабо, которые не смог считать сканер. Считаю, что вопросы КТ намного легче, чем ЕНТ. В целом проведение комплексного тестирования на базе Актюбинского пединститута считаю неплохим. Были созданы все условия для проведения КТ в рамках закона и по соответствующей технологии. Внештатных ситуаций в ходе КТ не возникало.
Думаю, комплексное тестирование нужно. Хотя комментировать решение министерства я не вправе.
Абат КАРАТАЕВ