Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Высоко лечу, далеко гляжу

Военный институт Сил воздушной обороны осваивает беспилотные летательные аппараты.

На кафедру воздушной навигации и боевого управления авиацией Военного института Сил воздушной обороны поступил комплекс тактического беспилотного летательного аппарата (БПЛА) SKYLARK 1-LEX производства Израиля.

Птичка-невеличка

На аэродроме Сарыжар (Хлебодаровка) прошли полеты беспилотной авиации. Несмотря на жаркую погоду, это было долгожданное, радостное событие. БПЛА оправдал ожидания, взлетев с площадки и сделав круг, приземлился на летное поле.
С 2015 года вуз осуществляет подготовку специалистов-беспилотников, которые проходят службу в различных воинских соединениях. А в этом году в институт для подготовки специалистов беспилотных летательных аппаратов поступил SKYLARK 1-LEX, предназначенный для ведения разведки. Высокоэффективный аппарат обеспечивает маневренные подразделения армии высококачественными разведывательными данными в режиме реального времени в дневных и ночных условиях в течение трех часов полета в пределах дальности всенаправленной антенны до 40 километров. Его масса с дневной нагрузкой — 7,2 килограмма, с ночной – 8,1 кг. Размер крыла – 3 метра. Минимальная скорость движения — 50 километров в час, максимальная – 90 км/час. Высота полета — до 1 200 метров. Электронная аппаратура способна с высоты в несколько сотен метров разглядеть отдельных людей на земле и передать картинку на монитор оператора.
— Впервые на базе ВИСВО имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова мы проводим практическую работу на беспилотном летательном аппарате. Курсанты уже прошли теоретическую подготовку. Сегодня проводим сборку БПЛА, его запуск и полеты согласно плану-таблице, — рассказал старший преподаватель кафедры воздушной навигации и боевого управления института Вадим Чубачук.
По словам подполковника, на кафедре ВН и БУ разработана специальная литература по воздушной навигации применительно к беспилотным летательным аппаратам, тактике ведения разведки и боевых действий.
Естественно, что будущий оператор БПЛА должен быть с компьютером на «ты», приветствуются также навыки в программировании. Но самое главное — это интерес и желание, остальному научат.

Плюс дрон для фиксации

Погода в день вылета беспилотника выдалась очень хорошая. Лишь где-то на горизонте наблюдались редкие облака. Перед вылетом БПЛА, как и перед вылетом боевого самолета, сначала прошла наземная подготовка, где полностью смоделировали взлет, полет по маршруту и посадку беспилотника. А затем, непосредственно перед взлетом, проверили механизацию БПЛА и основные агрегаты. Камера, рули направления и высоты, закрылки,
винт, двигатель. Все в норме.
Военные инструкторы прошли первоначальную подготовку на базе войсковой части 14157 в городе Таразе, получили соответствующие сертификаты и допуск к эксплуатации и техническому обслуживанию БПЛА. В боевом расчете беспилотника четыре человека. Есть градация: оператор № 1 и оператор № 2. Номер первый осуществляет полет с консоли на земле. Второй собирает беспилотный аппарат, готовит и производит запуск.
Все готово и проверено. Идем на запуск. Для придачи первоначального импульса используется специальная катапульта. По рации оператор докладывает о готовности к пуску. С консоли дистанционно дается команда на запуск двигателя. Вперед! Птичка запущена. Вслед за ней запускают еще дрон с камерой для фиксации полета.
БПЛА в воздухе делает круг над летным полем практически бесшумно. Подлетает к точке посадки и делает кабрирование (задирание носа вверх) для гашения скорости, переходит в плоский штопор с выбросом надувной подушки. На нее он плавно и опускается. Как рассказали военные, с пульта управления задаются координаты точки посадки. А дальше искусственный интеллект «жаворонка», именно так переводится с английского «skylark», рассчитывает посадочные параметры с учетом давления и скорости ветра.

Три знаменательных события

Начальник ВИСВО Талгат Сыздыков поблагодарил команду, участвовавшую в полетах, дав высокую оценку ее действиям и подготовке.
— Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Президент нашей страны Касым-Жомарт Токаев на Всеармейском совещании обозначил необходимость продолжения модернизации технологического уровня армии. Указал на необходимость увеличения количества современного вооружения и техники, таких как высокоточное оружие, беспилотные летательные аппараты и робототехнические комплексы. Сегодня для нашего института три знаменательных события. Впервые курсанты по летной специальности «эксплуатация БПЛА» приступили к практическим занятиям. SKYLARK 1-LEX является аппаратом первоначального обучения. В дальнейшем планируется освоение БПЛА более тяжелого класса. Также впервые курсанты по летной специальности «эксплуатация воздушных судов (вертолетов)» приступили к полетам по приборам – под шторкой. И еще одно важное событие – летный состав учебно-авиационного центра ВИСВО впервые получил допуск на боевое применение. То есть выполнение огневых задач, отработку практических навыков на тактическом полигоне, которые происходят в сегодняшнюю летную смену. Наш военный институт достиг определенных целей, которые перед нами ставили министр обороны и главнокомандующий Сил воздушной обороны. Теорию закрепляем практикой. Улучшается качество обучения будущих офицеров, — отметил начальник ВИСВО Талгат Сыздыков.

Практический опыт

Курсанты армейской авиации обучаются на вертолетах Ми-8МТ. В прошлом и этом году ВИСВО получил их после капремонта.
— Сейчас на базе полевого аэродрома Сарыжара усиленной практической подготовкой курсанты занимаются четыре курса. Кстати, уровень навыков будущих офицеров-вертолетчиков очень хороший. Но мы хотим поднять его еще выше и осуществлять маршрутные полеты. А если не будем снижать темпы, то дойдем и до ночных полетов. Это будет высший пилотаж для армейской авиации — выпустить лейтенантов, имеющих практику ночных полетов, — рассказал о планах Талгат Сыздыков.
Выпускным самолетом для летчиков фронтовой авиации является Л-39. Уже в боевых частях молодые офицеры осваивают другие типы воздушных судов.
— Летчик, что освоил хотя бы один тип воздушного судна, сможет освоить и другие. Было бы желание. Я всегда говорю нашим курсантам: «Ставьте цель и достигайте ее», — подчеркнул начальник ВИСВО.
Владимир БУРЬЯНОВ

Фото  и видео Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"