Ситуационный центр способствует решению актуальных проблем в самых разных сферах.
Если город рассчитывает попасть в число продвинутых, то важно быть осведомленным о том, что происходит в конкретный час на его улицах, в кварталах, чем и как живут его обитатели.
Наиболее полную картину можно получить в региональном Ситуационном центре. Программно-аппаратный комплекс заработал в июле прошлого года в акимате области в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан».
Он предназначен для оперативного выявления и решения проблем актюбинцев при получении государственных, жилищно-коммунальных и других услуг, связанных с деятельностью местных исполнительных органов.
Сразу замечу, беседа с руководителем управления цифровых технологий Асетом Отарбаевым вышла за рамки заявленной темы.
– Первоначально была создана служба 109-Aqtobe, она имела типовую архитектуру и не показывала общую картину. Мы выявляли сезонные проблемы, локальные по географии. В стороне оставались районы, потому было решено охватить всю область, стать доступнее для большего количества людей.
Сейчас в нашем активе примерно 300 пабликов. В результате мы имеем информационную систему, позволяющую принимать телефонные звонки, тексты, видео и фото, систематизировать все по датам и темам. Система охватывает 80 государственных органов, коммунальных служб, с нами связаны и подрядные организации.
Важно не просто собрать проблемы, но и предложить пути их решения по локациям, ресурсам, пожеланиям и показать конкретные возможности. Только в таком случае Ситуационный центр будет эффективен.
– Что именно было сделано для улучшения коэффициента полезного действия Ситуационного центра?
– Изначально у нас было более тысячи классификаторов. Мы заметили, что многие дублируются по сути, хоть и имеют разные названия. В этом году унифицировали их до 350.
Проделана большая работа. Сделан хороший дашборд (спецсервис, предназначенный для сбора и визуализации данных). Доработали панель акима области. Именно она позволяет понять, как конкретный руководитель на месте справляется со своими задачами, насколько быстро реагирует на происходящее, насколько качественно и в какой степени удовлетворено население услугами. Не секрет, что самой проблемной сферой является жилищно-коммунальное хозяйство, куда относится до 80 процентов проблем.
Приступая к этой работе, мы съездили в Астану, чтобы изучить опыт столичных коллег из центра іKomek. Они подключили к себе все call-центры, горячие линии, всех диспетчеров коммунальных служб. И это правильно. Когда все концентрируется в одном месте, тогда и картина получается детальная, все становится намного яснее. Мы поняли, что эффективны будем, только если будем взаимодействовать, для этого и создаем регламент отношений.
– Можете поделиться конкретными результатами работы?
– С начала года Единой диспетчерской службой Ситуационного центра зарегистрировано 44 660 обращений граждан, поступивших на номер 109 call-центра, мобильные мессенджеры и блог акима области на платформе egov.kz, а также выявляемых в ходе мониторинга социальных сетей. Большая часть касается, как уже говорил, вопросов сферы ЖКХ. Это вывоз твердых бытовых отходов, благоустройство, санитарное состояние улиц и общественных пространств, уборка и ремонт дорог, работа общественного транспорта и прочее.
Из общего количества зарегистрированных обращений исполнено 39 075 (85%). Однако анализ показывает, что исполнительская дисциплина госорганов и коммунальных служб может быть намного выше, потенциал используется не
в полной мере.
Мы держим на постоянном контроле рассмотрение обращений граждан исполнителями. При этом диспетчеры самостоятельно отвечают примерно на треть поступающих обращений граждан благодаря накопленной обширной информации в «Базе знаний». Таким образом, диспетчерская служба значительно снижает нагрузку на госорганы.
Хочу попутно отметить, что нам нравится принимать гостей в Ситуационном центре. Реакция многих из них, замечания, предложения дают пищу для размышлений в плане улучшения, приближения к
совершенству.
Нам есть куда расти. В центре работает 25 человек, в их числе 16 диспетчеров, четыре аналитика. Нам важно охватить не только те районы, где установлены бюджетные видеокамеры, но и частный сектор. Планируем завести на единую платформу как можно больше точек, те же автозаправки с тревожными кнопками, чтобы оперативно отреагировать
на криминал.
– На последнем заседании Правительства были обсуждены меры по обеспечению безопасности на автодорогах. Отмечен низкий уровень культуры вождения среди водителей, в частности. Вам наверняка есть что сказать по этому поводу.
– Мы работаем и в данном направлении. К примеру, хотим реализовать идею внедрения на дорогах области передвижных скоростемеров.
Стационарные давно стали привычными, новшество может изменить ситуацию. Нерадивых водителей к порядку могут призвать, думаю, штрафы, а не уговоры. Сюда же можно отнести применение QR-кодов на остановках для удобства отслеживания движения маршрутных автобусов. Развивать сферу цифровизации в области необходимо.
– Что вы можете сказать о переходе госорганов на облачный документооборот?
– Согласно пункту 62 государственной программы «Цифровой Казахстан» облачная система документооборота адаптирована под деятельность акимата области и его структурных подразделений.
В результате все государственные учреждения перешли на полный безбумажный документооборот. Дополнительно сокращены затраты на обслуживание серверного оборудования (с 39 до трех), при этом увеличено количество пользователей. Вместе с этим реализован проект «Удаленное рабочее место».
– В этой беседе не избежать актуальной темы повышения цифровой грамотности.
– Курсы повышения цифровой грамотности населения ежегодно проводятся в традиционном формате с привлечением преподавателей вузов и тренеров. Нашим управлением также разработана собственная платформа на основе обучающих видеоконтентов
(https://digitalaqtobe.kz/ru). Ежегодно мы должны обучать не менее пяти тысяч жителей области.
В 2021 году было обучено
14 955 человек, в этом планируем достичь 88% повышения уровня цифровой грамотности. Добавим обу-
чающие видеоуроки по использованию сервисов и приложений региона, таких как мобильное приложение области, геопортал, услуги субъектов естественных монополий в онлайн-режиме по мере их развития.
Тем самым разгрузим входящие звонки операторам call-центров по разъяснению. По итогам прохождения полного курса будем выдавать сертификаты, но только после обязательного тестирования.
– Что еще в планах вашего управления?
– Мы продолжим внедрение системы видеонаблюдения в крупных населенных пунктах. Запланирован закуп услуг облачного сервиса видеонаблюдения по камерам общественной и дорожной безопасности с охватом десяти населенных пунктов. В их числе Актобе, районные центры Алга, Кандыагаш, Шалкар, Хромтау, Мартук, Кобда, а также стратегически важные села Карабутак, Алимбетовка, Жайсан.
Услуги аренды облачного сервиса фото- и видеофиксации и видеоаналитики (видеонаблюдение) включают в себя следующие основные элементы:
- 66 аппаратно-программных комплексов на линейных участках;
- 28 аппаратно-программных комплексов на перекрестках;
- 2 422 камеры общего видеонаблюдения;
- 45 комплексов распознавания ГРНЗ;
- 24 видеокамеры выявления дыма и пожара;
- 28 рабочих мест для операторов;
- интеграция 2 728 камер общего видеонаблюдения.
Развитие геопортала Актобе до областного масштаба позволит пользоваться им и на уровне районов. Для удобства горожан услуги коммунальных служб будут представлены на базе платформы геоинформационных систем, что придаст ей статус единого окна обслуживания населения.
Кроме того, в рамках создания единой дежурно-диспетчерской службы 112 ожидается утверждение единых требований к реализации проекта.
Вместе с этим управление стремится к тесному взаимодействию с уполномоченными органами для создания единой информационной системы, централизующей все экстренные службы в одну платформу с дальнейшей интеграцией со
службой 109.
Жанат Сисекенова
Фото Куандыка Тулемисова