Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Взаимодействие государственных органов и НПО в Актюбинской области (по результатам социологического исследования в июле 2013 года)

В целях изучения деятельности областных НПО, а также каналов их взаимодействия с государственными органами и определения уровня информированности граждан о деятельности НПО Агентством социологических и маркетинговых исследований «Батыс-мониторинг» в июле 2013 года проведено социологическое исследование.

Результаты исследования показали, что в настоящее время в Актюбинской области сложились довольно устойчивые группы неправительственных организаций по различным направлениям  деятельности. НПО сегодня оказывают реальную помощь жителям Актюбинской области. За последние несколько лет в нашем регионе неправительственные организации укрепили свои позиции, многие из них узнаваемы и уважаемы народом.

Значительная доля населения области имеет представление об НПО (92%). Большинство опрошенных жителей области (48%) уверены, что от НПО есть польза для таких людей, как они. Причем около 29% из них считают, что польза — большая. Отрицающих какой-либо эффект от работы НПО оказалось 32%.

Доля населения, положительно оценивающих взаимодействие НПО с государством, составляет 58% в среднем по области.

Подавляющее большинство опрошенных респондентов позитивно оценивают работу «третьего сектора» и говорят о высоком уровне взаимодействия НПО и государственных органов, имея в виду всевозможную поддержку неправительственных организаций со стороны областного, городского и районных акиматов.

Положительное отношение населения к деятельности НПО было подтверждено ответами респондентов на вопрос об их нужности для нашей страны. Так абсолютное большинство участников опроса (74%) заявили, что в нашей стране нужно развивать систему неправительственных организаций. Не согласных с этой позицией оказалось только 12%.

Результаты опроса показали, что безоговорочно лидируют медицинские НПО, занимающиеся проблемами здоровья, пропаганды ведения здорового образа жизни (17%). По 15% набрали следующие направления деятельности НПО — дети и молодежь, а также помощь и содействие развитию малого предпринимательства.

Что же касается организаций, консультирующих граждан, желающих открыть свое дело, обучающих их основам предпринимательства, ведения налоговой отчетности, бухгалтерского дела, правовой грамотности, то они также известны большинству жителей области своими делами, тренингами, обучающими семинарами.

Далее идут экологические организации — 12% от общего числа. Сразу за ними (11%) идут организации, занимающиеся проблемами семьи, женскими проблемами. Скромно вы-глядят правозащита (5%) и соцзащита (6%), пожалуй, самые нужные, хотя и весьма хлопотные и неблагодарные направления.

Менее одной десятой опрошенных назвали такие направления деятельности НПО, как культура и искусство (6%), соцзащита (6%), пожилые люди (3%), религия (2%), профессиональные интересы, общение по увлечениям (2%), этнические и культурные интересы (3%). Еще 2% организаций занимаются поддержкой общественных инициатив. Минимальные проценты — за организациями, чья сфера деятельности слишком специфична.

По поводу методов работы и проблем, беспокоящих НПО, в ходе опроса узнавалось мнение экспертов. Итак, специалисты отметили, что основными методами и формами деятельности неправительственных организаций является информирование населения через создание информационных центров (49% из всех существующих НПО) и тренинг-центров (12%). Предоставлением бесплатных консультаций занимаются 32% НПО. Еще 12% — защитой и отстаиванием прав граждан. Меценатству и спонсорству уделяют внимание 8%.

Эксперты уверены, что НПО следовало бы несколько изменить приоритеты в работе. Они считают, что наиболее желательными и приемлемыми стали бы бесплатные консультации — 40%, создание и поддержка информационных центров — 36%, за оказание спонсорских и меценатских услуг высказались 31%, за защиту и отстаивание прав — 30% и создание тренинг-центров — 18%.

Таким образом, можно сделать вывод, что, по мнению опрошенных экспертов, большинство реально работающих НПО в целом «перерабатывают» с консультациями и тренингами, а также устройством и проведением каких-то одноразовых мероприятий и акций, но не «дотягивают» в плане практических действий и ведения систематической повседневной работы по активизации и вовлечению населения в общественный процесс.

Экспертные интервью позволили определить ряд положительных особенностей взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями, действующими в нашей области. Именно НПО формируют общественное мнение, информируют власть о проблемах общества изнутри. Так, 38% подчеркивали, что большинство НПО понимают реальную ситуацию в обществе, выявляют существующие проблемы, проводят постоянный мониторинг запросов, ожиданий общества. 13% высказались за использование НПО-сообщества в качестве экспертов при принятии решений. Что именно они являются формой народного контроля за деятельностью власти, отметили 7% экспертов, средством достижения политических целей в период проведения выборов – 4%. По мнению 38% опрошенных экспертов, НПО являются своеобразным каналом, через который власть осуществляет связь с населением.

Сотрудники неправительственных объединений отмечают, что в целом в Актюбинской области распространены все возможные формы их взаимодействия с органами государственной власти. Среди них членство в консультативных и общественных советах при органах власти (например, при Агентстве госслужащих, дисциплинарном совете, Ассамблее народа Казахстана и т. д.) — 75%, публичные слушания, круглые столы, встречи с представителями государственной власти – 41%, гранты и субсидии для НПО – 63%, молодежные проекты – 50%. О существовании общественной экспертизы законодательства знают менее трети опрошенных (27%), о правотворческой инициативе – 12%, экологической экспертизе — 12%, других формах – единичные упоминания протестных мероприятий, дискуссий, форумов.

По мнению опрошенных экспертов, следующие факторы могут способствовать развитию НПО в регионе:

— увеличение финансовой и другой поддержки со стороны государства – 58%;

— увеличение финансирования со стороны спонсоров, международных организаций, благотворительных фондов и меценатов – 20%;

— повышение профессионализма НПО в работе с населением – 42%;

— создание более крупных объединений (союзы, ассоциации), поддержка связей с другими НПО- 4%;

— рост количества НПО – 16%;

— более благоприятная законодательная база для НПО – 4%;

— информационная поддержка со стороны государства и СМИ – 18%;

— взаимодействие НПО с государством – 26%;

— информированность населения о деятельности государства – 16%;

— необходимая мотивация НПО – 8%.

Но вместе с тем, основными недостатками в деятельности НПО являются слабая информированность населения о работе общественников, невысокий уровень партнерства между организациями, слаборазвитая сеть НПО в сельской местности и малых городах. Необходимо проводить пропаганду НПО, разъяснять через СМИ роль и необходимость НПО в становлении демократии и гражданского общества, формировать у населения правильное понимание о целях и функциях неправительственного сектора. Шире использовать при взаимодействии государственных органов с неправительственным сектором опыт работы НПО из других регионов страны, а также зарубежных НПО. Для улучшения взаимоотношений НПО и гос-органов необходимо усилить и разнообразить деятельность самих неправительственных организаций, улучшить и усовершенствовать работу НПО, готовить квалифицированные кадры, специалистов в области гражданских инициатив и прав, искать новые подходы для привлечения как можно большего количества людей в свою деятельность. Необходимо упростить процедуру технического оформления заявок на участие в тендере по госзаказу, либо проводить консультации для тех НПО, которые испытывают недостаток опыта участия в тендерах, разрабатывать обучающие программы по PR-технологиям для НПО.

 

Колонка "Взгляд"