Вложение государства в развитие туризма Актюбинской области в ближайшие годы должно дать первые результаты. Приток внутренних и внешних туристов позволит заработать бизнесменам. Они получат новых клиентов, а местная казна — дополнительные налоговые поступления.
Визит-центр
В последние годы драйвером развития внутреннего туризма стали активисты вроде Еркебулана Аймуратулы. Его небольшое турагентство «Erkosh_04_region» объездило практически всю область, указало местным властям на перечень потенциально туристических объектов, успешно проводит туры для всех желающих. Мы не раз писали об этих местах, о вкладе в сферу Еркебулана, признанного Человеком года-2021 по версии «АВ». Другой активист, Орынбасар Искаков, развернул бурную деятельность на Волчьем водопаде в Каргалинском районе. Сейчас это излюбленное место отдыха многих актюбинцев и гостей, хотя еще три года назад оно считалось совершенно диким.
Но усилия энтузиастов — это одно, а усилия государства — совсем другое. В акимате области приняли решение создать коммунальное госучреждение, призванное развивать туризм, расширять в нем местное содержание. Так, в конце прошлого года было создано КГУ «Туристический информационный центр «Vizit Aktobe».
Офис этой организации расположился в центре города, занимает третий этаж одной из новостроек по проспекту Абилкайыр хана. По словам руководителя Vizit Aktobe Ерсаина Сиюнова, ключевая задача центра — популяризация туристических мест региона, продвижение узнаваемости брендов Актобе в Казахстане и за границей. С начала года было организовано шесть выездов по туристическим местам региона, бесплатные туры для детей. Проводится совместная работа с музеями и гостиницами. Например, благодаря взаимодействию с ТИЦ туристы могут получать скидку в 10 процентов на питание и проживание.
— Нам важно, чтобы потенциальный турист не просто тратил деньги у нас, но и оставлял об Актюбинской области положительные отзывы на своей родине, — отметил директор центра.
«Каргалы Фест» на берегу водохранилища
Как успешный кейс можно выделить письмо от жителя Литвы, который желает посетить меловые горы Актолагай через Vizit Aktobe. В этом отношении снижение визовых требований для граждан — государств ОЭСР со стороны Правительства РК выглядит очень даже разумным. Недавно, кстати, к перечню добавились три крупные страны — Китай, Индия и Иран, турпоток в Казахстан, несомненно, увеличится.
В связи с предстоящим концертом известного актюбинского певца Димаша Кудайбергена власти региона готовятся к наплыву иностранцев в Актобе, хотя мероприятие пройдет в Алматы. В центре считают, что в сентябре будет достаточно много желающих посетить наш город – малую родину покорителя музыкального Олимпа. Здесь гостям предложат туры по местам учебы и проживания Димаша, их разместят в комфортабельных номерах и, конечно же, угостят блюдами национальной кухни.
ТИЦ рассчитывает выжать максимум из концерта «Каргалы Фест», который состоится в начале августа на берегу Каргалинского водохранилища в один из уик-эндов. В программе: запуск воздушных змеев, стрельба из лука, тир и прочие спортивные состязания. Гвоздем вечеров станет шоу-представление с участием звезд местной эстрады. Отдыхать люди будут в палаточных зонах, по периметру расположатся платные фуд-корты. По расчетам организаторов, за выходные «Каргалу Фест» посетит от пяти до десяти тысяч человек. К слову, одновременно с «КФ» пройдет триатлон- состязание под звучным названием «Қазақ мэн».
В конце августа в Актобе планируется фестиваль воздушных шаров. В нем примут участие 10 команд, 9 из которых — приезжие. Возможно, в будущем актюбинский фестиваль воздушных шаров разрастется и составит конкуренцию Каппадокии в Турции.
Также Vizit Aktobe сотрудничает с властями по линии спорта, будет стимулировать организаторов проводить республиканские и международные турниры в нашем городе. По мнению Ерсаина Сиюнова, это направление тоже помогает развивать туризм. По подсчетам специалистов, недавно проведенный чемпионат среди юношей в Актобе, инициатором которого стал ФК «Aqtobe City», аккумулировал около 10 миллионов тенге с приезжих команд, которые были потрачены на гостиничные услуги, питание, проезд, походы в кино и даже приобретение сувениров.
На запах уличной еды
Еще одним направлением в развитии внутреннего туризма могут стать гастротуры. Под этим емким понятием подразумевается не просто высокое качество блюд в общепитах, а целый спектр мероприятий по улучшению туристической привлекательности Актобе.
Есть в планах центра фестиваль уличной еды, впоследствии можно забронировать за местными рестораторами целую улицу. Как вариант — нынешний Арбат у Центрального стадиона, далее вниз по Абилкайыр хана с продолжением на проспекте Абая.
Наш собеседник привел пример из собственной практики. Когда он был в центральном районе Нью-Йорка, обратил внимание на интересный момент. На Манхэттене стоит несколько ресторанов с мишленовскими звездами. Их посетителями были единицы, тогда как у располагающейся тут же арабской забегаловки по типу донерной выстроилась огромная очередь!
— Приготовленная еда оказалась неимоверно вкусной и, самое главное, недорогой, – признался Ерсаин Сиюнов.
От фестиваля плова до экскурсий по стадиону
Фестивали популярных блюд, например, бешбармака или плова, позволят привести извне успешных рестораторов, чтобы они научили наших и продемонстрировали свое мастерство. Поучиться ведь есть чему. Прежде всего сервису. Пример нужно брать с южных регионов страны, где, по общему мнению, обслуживание клиентов гораздо лучше, чем на западе. Специалисты видят в этом более высокую конкуренцию. Образно говоря, если тебе не понравился сервис у условного Берика, ты пойдешь к Серику. Берик об этом знает и приложит все усилия, но оставит у себя клиента.
На юге качеству обслуживания уделяют очень серьезное внимание. Ерсаин Сиюнов привел в пример ресторатора из Шымкента. Дама открыла ресторан узбекской кухни и завозит официантов из соседней страны: наши, мол, плохо справляются. Говорят, у заведения от клиентов нет отбоя. Вообще, в других странах официант — это постоянная и высокооплачиваемая работа, в Казахстане же больше подработка для студентов. Отсюда и разница в обслуживании.
Не могли мы не затронуть тему футбола. Ни для кого не секрет, что ФК «Актобе» — один из самых популярных клубов страны. По примеру Англии хотят организовывать среди желающих экскурсии по Центральному стадиону, где посетители могут увидеть кубки, завоеванные в разные годы, сфотографироваться рядом с ними и атрибутикой команды. Могут посетить домашнюю и гостевую раздевалки, посмотреть поле и трибуны, а если повезет — взять автограф у своих кумиров. В ближайшее время ТИЦ должен выйти с предложением в адрес руководства клуба.
Непочатый край проблем
Разумеется, все не так радужно, как может показаться на первый взгляд. Проблемы имеются. В первую очередь это слабая поддержка со стороны бизнеса. Как объяснил Ерсаин Сиюнов, актюбинские предприниматели далеко не всегда идут навстречу. Для многих предложения центра кажутся не заслуживающей внимания рутиной, неперспективными вариантами дохода. Однако, к счастью, не все.
Другой момент — это все еще слабая инфраструктура на местах. Относительно развит сервис у Волчьего водопада. В других местах либо совсем минимальные условия, либо их нет вовсе. Третья проблема — не самая лучшая экология.
Но даже с имеющимся багажом можно переориентировать дело на перспективный лад. В центре готовы в популярных для отдыха местах установить урны, провести освещение, возвести удобные туалеты, оборудовать фотозоны для туристов. Далее облагороженные территории планируется передать на баланс местным исполнительным органам власти. Затем уже предприниматели должны представить свои планы развития туристических мест. Разумеется, с удобствами более высокого класса, включая организацию питания.
Асхат КАЛЖАНОВ
Фото из архива «АВ»