Творческий интерес актюбинского мастера-прикладника Юлии Коваль (в миру — парикмахера-универсала) — бижутерия из глины и камней, но фелтинг (сухое валяние) некоторое время назад так ее увлек, что теперь нет-нет, да и тянутся руки к пучку шерсти, из которого получаются вдохновенные фигурки. Глядя на свалянные Юлией сувениры, мне подумалось: «А почему бы не поучиться и не рассказать об этом процессе читателям?».
Основные атрибуты фелтинга — шерсть и особые иглы — продаются в специализированных магазинах; большую губку, на которой валяют мелкие детали, можно приобрести в любом хозяйственном отделе. Нужная форма шерсти придается с помощью длинной иглы, которой мастер сбивает шерсть, держа ее в руке или на губке.
Шаг 1. Определяемся с персонажем и его цветом. Этот пункт, пожалуй, самый легкий, так как тотем наступающего года — овечка (барашек), а цвет зимы — белый, да и в Юлином арсенале уже имелся очаровательный образец. С целью экономии времени Юля посоветовала животное валять размером поменьше.
Для фигурки понадобился пакетик белой шерсти; немного голубой для шарфика, «капельку» серой для ноздрей и рта. В том же специализированном магазине приобрели глазки.
Шаг 2. От куска белой шерсти отрываем клок нужного размера, хорошо его распушиваем и несильно зажимаем между большим и указательным пальцами; средним слегка поддерживаем клок снизу; безымянный и мизинец лучше отвести в сторону, так как у новичка велик шанс поранить их иглой. Придавая форму голове, нужно учесть, что у овцы она каплеобразная, несколько вытянута в сторону носа. Важный пункт: пальцы расслаблены, а махи иглой коротки и часты.
Валяние головы будущей овечки заняло у меня минут сорок и стоило руке нескольких уколов.
Шаг 3. Туловище-овал. Процедура та же, что и с валянием головы, только шерсти необходимо чуть-чуть больше. На этот процесс ушло почти сорок пять минут.
Шаги 4, 5, 6. Уф! С туловищем покончено, вернее, оно закончено. На очереди валяние ног, ушек-галушек, шарфика. При валянии мелких деталей легко ранить иглой пальцы, если мы держим шерсть в руке, поэтому форму ножек, ушек и шарфика придаем шерсти на губке. При валянии ног распушиваем шерсть в длину, слегка скатываем, а после сбиваем иглой. У ноги только один конец должен быть аккуратно закругленным, другой особого старания не требует — его мы будем приваливать к туловищу. На каждую деталь ушло примерно по десять минут; всего — около часа.
Шаг 7. «Рисуем» копытца. Клочочек серой шерсти распушиваем в блинчик диаметром не более сантиметра, обкладываем им край ноги и вбиваем этот блин в деталь. Каждое копытце занимает минут семь. Совершенства ради (все-таки овца — парнокопытное животное) круглое копыто делим все той же иглой на две половинки, получившиеся у меня по неопытности зигзагообразными… Минуты по три на каждое копыто, всего — около пятнадцати минут.
Шаг 8. А теперь нам нужно соединить все части. На этом этапе уколоть пальцы нереально: прижимая одну деталь к другой, часто и густо тычем иглой по контуру стыка, пока стык не станет надежным. На все соединения уходит 40 минут.
Шаг 9. Ноздри, ротик, глазки, шарфик. Для ноздрей и рта нужно по «капельке» серой шерсти. Будущие ноздри скатываем в пальцах до величины спичечной головки и вбиваем иглой в районе носа: барашек задышал. Для рта вытягиваем серую шерсть в полоску длиной в один сантиметр, скатываем в ниточку, потом вбиваем ее иглой минут пять, и барашек заулыбался! Небольшому количеству голубой шерсти, также на губке, придаем форму шарфа, который обматываем вокруг шеи, а для верности немного вбиваем его иглой по всей площади (минуты две). Красивые глазки приклеиваем суперклеем. На завершающий этап ушло не более получаса.
Оглядев фигурку, я решила сделать барашка курдючным (чтоб сидел надежнее) и минут пять вбивала иглой в понятное место небольшой клочок шерсти.
Шаг 10. Любуемся результатом! Почти четыре часа «иглотерапии», и символ года украсил нашу редакцию. А я поняла: фелтинг — это ловкость рук и огромный клок терпения.
Над страницей работала Татьяна ВИНОГРАДОВА.
Фото Максима ТОКАРЯ