Известному в Казахстане музыканту, хоровому дирижеру Туруму Алагузову исполнилось 70 лет
Чем всегда удивляет поколение тех, кому сейчас семьдесят и больше, так это своей юношеской влюбленностью в Дело. Вот и нынешний герой такой же. Где бы он ни был, болен ли, здоров ли – он везде находил людей, желающих петь, и собирал хор. Сам про себя он этого не скажет, но о других, подобных себе, говорит: «Заражен хоровой «бациллой». Может, это и звучит подобно диагнозу, но надо видеть, как такой «больной», становясь перед хором, обретает покой, гармонию и какое-то мистическое озарение. Создавать хор, создавать для хора – уж не в этом ли его личный секрет долголетия, нестарения, доверия к людям и постоянного желания узнавать новое?
— Турум Сагидуллинович, как вы считаете, 70 лет — это много?
— Когда ты молод и видишь людей преклонного возраста, то смотришь на них снизу вверх, завидуя, что можно столько прожить и свершить. Когда сам достигаешь этих жизненных вершин, то смотришь уже сверху вниз, думая не о том, что сделано и пройдено, а о том, что мог еще свершить, но не сумел или упустил. Я по характеру — очень беспокойный и жадный к настоящему делу. Поэтому 70 лет для меня — мало. В то же время я реалист и благодарен Богу за то, что Он мне дал возможность любить, творить и воспитать двух чудесных сыновей. Я спокойно иду к своему Создателю.
— Есть в жизни какие-то моменты, которые бы хотелось прожить по-новому?
— Мое кредо заключается в том, что я никогда не отказываюсь от своих слов и дел, даже если они были ошибочны. Конечно, я могу сожалеть о содеянном или сказанном случайно. Однако мои ошибки, как и достижения, — все это мое. О том, что я сделал полезного, пусть скажут другие.
Но не могу не сказать о том, что меня мучает последние 20 лет. Думаю, что моя прекрасная жена Клара была бы, наверное, жива, если бы я не переехал в 90-е годы в Актюбинск. Полгода она оставалась в Алма-Ате, но потом все же переехала ко мне. Здесь тяжело заболела и в возрасте 49 лет ушла в лучший мир… Я часто прихожу к жене на могилу и долго говорю с ней. Теперь она меня внимательно слушает, ибо я живу рядом с детьми и внуками, слушаюсь их во всем и обретаю потерянный мир в душе.
— Очень жаль, что наш город связан с такой большой утратой… Но, наверное, здесь было и что-то хорошее в вашей жизни?
— Конечно. Ведь именно в Актюбинске началась моя творческая и педагогическая жизнь. Если говорить коротко, то я стоял у истоков организации Актюбинского музыкального училища (1972 год). В том же году создал женский хор из числа пианистов и теоретиков. К сожалению, с моим уходом в консерваторию в 1978 году хор прекратил свое существование. В 1976 году мною был создан хор в педучилище. Однако самым главным своим успехом считаю ежегодное проведение праздников песни на 9 Мая, с 1975 по 1978 годы, там число участников хора достигало 4 000 человек. Об этом помнят многие педагоги, работавшие со мной. В 1994 году, в период моего директорства в музучилище, была попытка возродить эту традицию, но увы… — лихие 90-е….
Самое радостное событие в моей жизни в Актобе — рождение моего младшего сына Аскара в 1973 году.
— И ни слова про то, как организовали в Актюбинске первый в республике камерный хор?
— Правда в том, что когда я стал директором музучилища, то буквально на следующий день ко мне пришел тогдашний директор филармонии Амир Телеуов и сказал: «Я неодно-кратно обращался к хоровикам муз-училища по вопросу создания камерного хора, в том числе и к Юрию Захаркину (ныне покойному. – Прим. авт.), но все говорили, «а кому это надо?»…»
Это меня разозлило, и мы с Амиром буквально за месяц при поддержке Кази Жасекенова, тогдашнего начальника облуправления культуры, создали этот хор. В день составления штатного расписания артистов хора, буквально через полчаса, Телеуов погиб в автокатастрофе. Это была его лебединая песня.
Хор – это мое детище, смысл всей моей жизни. Созданный в 90-е годы (думаю, все помнят, какие это были годы), в период развала не только СССР, но и глубоких потрясений в жизни каждого гражданина огромной страны, этот коллектив прошел тяжелый путь спада и подъема, разочарований и побед.
Ради чего Амир Телеуов, будто чуя конец своего жизненного пути, чуть ли не каждый день торопил меня ускорить набор артистов и заняться штатным расписанием коллектива? Ради чего Жасекенов выбивал финансы при тощем кошельке области того времени? Да потому, что они лучше других понимали значение хора как самого демократичного из всех искусств. Наш народ очень музыкален и певуч, и поэтому коллектив быстро завоевал популярность в нашей стране, став первым казахским камерным хором РК. Огромная заслуга в подъеме его авторитета и бывшего директора областной филармонии Есена Дуйсенбаева. Очень жаль, что он оставил эту работу.
Я слышу сейчас, что у хора проблемы. Думаю, что руководство филармонии и управление культуры области, всегда оказывавшие всяческую помощь хору в период, когда я возглавлял его, будут верны своим обещаниям. Камерный хор — это не только творческий коллектив, но это и несколько десятков рабочих мест; это, пусть и маленькая, но необходимая материальная поддержка людям, среди которых очень много молодых. Кстати, пять артисток стали мамами за этот год, с чем я от души поздравляю их. И хоть за последние 3 года я объездил полмира, но я знаю обо всем и постоянно держу связь с моим хором.
— Почему у вас нет никаких званий и регалий? Вы же всю жизнь создаете хоры и пишете для хора.
— Я неоднократно выдвигался на присвоение звания заслуженного деятеля искусств, но по тем или иным причинам «задвигался» назад. Причем министерство культуры мою кандидатуру одобряло, но на местах думали иначе.
У меня есть награды — лауреат хоровых фестивалей в Москве, Риге, Алматы, Актобе в разные годы. Звание «Человек года Актюбинской области-2007». Почетная грамота Президента РК за заслуги перед государством. А за годы работы в консерватории мною были подготовлены более 30 специалистов, которые продолжают работать на ниве хорового творчества не только в Казахстане, но и в России, Греции, Германии, Канаде и Чехии.
— Вы выбрали дело, которым занимаетесь всю жизнь. А другие варианты были? Могло быть что-то другое кроме музыки?
— Я не могу ответить определенно на этот вопрос, ибо это была воля родителей. Мама рассказывала, что я с 2-3 лет пел во весь голос военные песни типа «Эх, как бы дожить бы до свадьбы-женитьбы…» и любил слушать игру местного домбриста Жолекена. В 8-летнем возрасте я тяжело болел и лежа научился играть на баяне.
Естественно, после семилетки меня отдали в музучилище. Дальше все само собой решилось. Я играл в русском оркестре на балалайке, в духовом — на альте и одновременно пел в хоре. Со 2 курса стал писать песни, петь, аккомпанируя себе на баяне. Ну, а дальше — учеба в консерватории, и пошло-поехало…
— Считаете ли вы свое дело удовольствием или трудом?
— Понимаешь, способности или, как говорят, талант — это Божий дар. Дар, который нелегко нести. Он сидит где-то в глубине души и требует реализации. Обрати внимание на детей. Они сами, без всякой причины тянутся к тому, что им интересно или куда их влечет неведомая сила. Поэтому когда у тебя что-то получается, то это приносит невероятное удовольствие, но, чтобы потом осознанно идти к вершинам любимого дела, уже нужен труд. Зачастую тяжелый труд, который, однако, как бы и незаметен. Даже об отдыхе забываешь. Посмотри мою обработку кюя Курмангазы «Балбырауын». Исходный материал — две строчки мелодии домбры, а «наворочено» для хора, аккомпанирующего ей, тысячи звуков. А ведь каждый звук надо осмыслить!
— Ваша профессия — выбор родителей. Меня это удивило. Редко родители выбирают сыну творческую профессию. Уж мальчика-то в селе скорее отдали бы учиться на инженера, агронома, чтобы он, как говорится, «имел кусок хлеба». Утратился ли с тех пор престиж профессии музыканта в народе, или изменилось ли отношение к ней со стороны государства? Почему сейчас даже одаренных мальчишек родители неохотно отпускают в творчество, предпочитая дать им более «приземленную» специальность?
— У меня не было выбора. Не люблю говорить об этом, но в детстве я перенес страшную болезнь. С 8 лет я был прикован к постели, не мог не только ходить и сидеть, но даже шевелить пальцами. Был чересчур шустрый и, хвастливо прыгнув с высокой кручи в реку, попал на песок, а не в воду. В итоге — 3 года без движения; мог только читать и петь. Думаю, что Всевышний, таким образом усмирив мою прыть, привел меня к тому, о чем я и не помышлял. Я хотел быть моряком, отец мечтал, чтобы я был военным, а стал я профессиональным музыкантом.
Что касается вашего вопроса о престижности профессии музыканта в наше время, то отвечу коротко: дух стяжания, желание обогатиться, жить комфортно, зачастую не по способностям, стали определяющими. Это очень беспокоит не только меня, но и всех здравомыслящих людей.
О какой престижности профессии музыканта можно говорить, если ставка профессора консерватории, народного артиста не дотягивает до 100 тысяч тенге? Скажу честно, это очень больной вопрос для меня. Я знаю, как живут рядовые артисты и музыканты в столице и Алматы, а вы хорошо знаете, какая зарплата у артистов филармонии.
— Если бы вы писали книгу, или уже пишете, как бы она называлась?
— Я как-то не думал об этом. Скоро выходит сборник моих работ о хоровом жанре. Так как эта работа посвящена моей профессиональной деятельности, то она будет, по-видимому, названа очень просто: «Сочинения, обработки, транскрипции для хора». Что касается второй книги, то там будут стихи, статьи, рассказы о тех замечательных людях, с которыми мне посчастливилось встретиться на жизненном пути. Она в стадии завершения и выйдет в следующем году.
— Ваше главное «спасибо» в этой жизни кому? Или чему?
— Спасибо за такой вопрос. В жизни каждого человека наступает пора, когда он подходит к последнему рубежу жизненного пути. Он, может, и обманывает всех, пусть в мелочах. Однако, зная, что кредит жизни завершается, человек становится честен перед собой. Так и я. 70 лет — это уже слишком много, чтобы быть лжецом перед собой. Я славлю Бога, который, несмотря на мои грехи, дал возможность увидеть чудный мир Своего создания. Только Всевышнему я могу сказать спасибо. Конечно, роль отца, матери, детей, друзей в моей жизни нельзя отрицать, но и их направляла ко мне рука Аллаха.
— Как отпраздновали свой юбилей и как хотите продолжить празднование?
— Откровенно говоря, сам я почти ничего не готовил. Все сделали мои дети. Еще с прошлого года начали снимать художественный фильм о моем детстве. Они почему-то считают, что мое детство поучительно для современной молодежи. В принципе, без родителей, в одиночестве встать на ноги после тяжелой болезни, закалить себя и суметь закончить школу и поступить в училище было нелегко. Сейчас я знаю точно, что только Божья любовь спасла меня. Что касается «продолжения банкета» в Актобе, то тут многое зависит не от меня. Хотелось бы дать концерт с камерным хором, но у вас подготовка к пленуму Союза композиторов РК, 70-летие филармонии, 20-летие самого хора. Не хочу лукавить: желание поработать с хором у меня огромное.
Досье «АВ»
Турум Алагузов родился в селе Ак-Оба Акбулакского района Оренбургской области. Образование: Алматинская консерватория им. Курмангазы, повышение квалификации в Московской, Ленинградской, Рижской консерваториях, стажировка в Парижской консерватории.
Творческий багаж: хоровые кантаты «Рождение солнца», «Поэма о Пушкине» на слова дунганского поэта Ясира Шиваза, хоры «Әлия», «Қандай сұлу дүние», более 30 обработок и транскрипций для хора, в том числе «Па-де-де» из «Щелкунчика» П. Чайковского и второй фортепианный концерт С. Рахманинова.
Почетный член Союза композиторов РК.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА