Что за праздники Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, рассказал настоятель Михайловского храма, иеромонах Нектарий (Гузев).
— Согласно Священному Писанию 14 августа отмечается три праздника. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и семи мучеников Маккавеев, — рассказывает отец Нектарий. — В простонародье это Медовый, Маковый или Цветочный Спас, когда во время службы в церкви освящаются вода, цветы, мед, мак. Важно усвоить, что в первую очередь освящается прихожанин, принесший их. Естественно, конец лета – пора сбора урожая, и во все три Спаса в храмах освящаются плоды.
— Как Вы прокомментируете бытующее мнение о том, что до 19 августа нельзя вкушать яблок?
— Это суеверие. В южных регионах к этой поре яблок уже нет, кроме тех, что будут заложены на зиму. В простонародье Яблочный Спас, а по-церковному — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот двунадесятый праздник связан с Преображением Сына Божия на горе Фавор.
Мы должны помнить о внутреннем преображении в направлении к свету и добру. В этот день освящаются яблоки и все плоды, рожденные землей, вкушая которые, мы получаем благодать.
28 августа – Успение пресвятой Богородицы, по-другому – Богородичная Пасха, это тоже двунадесятый праздник. А 29 августа – праздник Нерукотворного Образа Господа, в народе Ореховый Спас. Про него говорят: «Третий Спас – готовь рукавички про запас».
Замечу, что с 14 по 28 августа – Успенский пост, короткий, но строгий, когда даже рыба не вкушается. Надо усвоить, что воздержание в еде для православного – не главное. Главное внимание – душе, мыслям, порывам. Пост – лишь посох человеку на пути ко Господу, а ногами нашими являются устремления.
Отец Нектарий привел пример из патерика Преподобного Макария Великого (Египетского):
— И бес постится – он вообще ничего не ест, но при этом остается бесом. Именно поэтому не о еде и питье нужно печься, а думать о содержании помыслов и речей.
Три августовских Спаса можно сравнить с тремя январскими праздниками – Рождеством, Василия Великого и Крещением Господним. В обоих случаях два из трех являются двунадесятыми, то есть относящимися к датам жизни Иисуса Христа и Богородицы.
Беседовала Татьяна ВИНОГРАДОВА