Гордость страны — Назарбаев Университет — на днях отметил 10-летний юбилей. Несмотря на молодой возраст, вуз уже известен за пределами страны в научных и образовательных кругах. Учиться в его стенах мечтают многие абитуриенты. Мечта стала явью для Вероники Дашковой, Адильжана Мустафина, Асель Бабажан и других актюбинцев.
Ученый-эколог
Бакалавр, магистр, а в скором времени и доктор философии в области экологии Вероника Дашкова почти десять лет посвятила вопросам окружающей среды Казахстана и не желает останавливаться на достигнутом. Экологические проблемы, восстановление экосистем казахстанских озер, экологичное сознание и поведение – вот что волнует молодого ученого сегодня.
Вероника получает степень PhD в Школе инженерии и цифровых наук. Пишет докторскую диссертацию об изучении фитопланктона в казахстанских озерах.
В Назарбаев Университет студентка пришла еще в 2012 году, сразу по окончании Йоркского университета по специальности «экология». Поначалу работала ассистентом преподавателя по биологии. Параллельно занялась своим первым научно-исследовательским проектом по изучению фитопланктона Национального парка Бурабай совместно с Натальей Бартеневой, профессором Гарвардского университета.
Следующим ее научным проектом стало изучение озера Балхаш, затем Аральского моря. Для Вероники исследование экологии страны не ограничивается теорией и лабораторными экспериментами. Она часто выезжает в научно-познавательные экспедиции, ее не страшат ни сотни километров по бездорожью, ни жара и отсутствие условий.
За годы работы девушка успела пройти много научных стажировок в разных странах, одна из них была в Гарвардском университете. Поработала с известными учеными России, США и Дании.
На данный момент ее международным супервайзером является датский профессор Эрик Еппесен. Совместно с ним в Дании она проводила исследования озерных экосистем в экспериментальных условиях. Об этом ее нынешняя научная статья.
— У меня была возможность поехать учиться в докторантуру в другую страну, но я осталась, хотела продолжать тему исследования наших озер. Они практически не изучены. Хочу получить результат от своих проектов и принести пользу стране, — говорит девушка.
Экологические проекты, в которых начинала работать Вероника вместе со своей командой, были первыми в университете в этом направлении. Именно они положили начало научно-исследовательской деятельности по экологии. Если восемь лет назад Вероника была чуть ли не единственным экологом в вузе, то сейчас там набралась целая гвардия студентов, профессоров и ученых. Стоит отметить, что актюбинка также приложила руку к созданию казахстанского географического общества.
Помимо этого наша героиня является сертифицированным преподавателем йоги, экотренером, специалистом по экопросвещению. Читает лекции, вдохновляет и побуждает окружающих на экологичность и осознанность.
— Хочу быть полезной для казахстанской науки. Надеюсь, что мои работы станут ценным вкладом в понимание и восстановление озерных экосистем страны, — делится молодой ученый. — Современной молодежи советую не бояться ничего и заниматься тем, что нравится. Не бойтесь открывать новые горизонты, не подстраивайтесь под шаблоны. Когда я решила быть экологом, многие не понимали меня, считая, что не смогу реализоваться в этой сфере. Но все было не зря. Благодаря нашей работе мы запустили новое исследовательское направление как в Назарбаев Университете, так и в стране.[divider]
Строитель с большими планами
Асель Бабажан – студентка второго курса в Школе инженерии и цифровых наук факультета строительной и экологической инженерии. После окончания Назарбаев интеллектуальной школы получила грант на обучение в Казахском национальном университете имени аль-Фараби, университете имени Сулеймана Демиреля и в Пусанском национальном университете в Южной Корее. Но решила учиться в Назарбаев Университете. Обучение на английском языке, именитые профессора со всех концов света, учебный процесс, ориентированный на студентов, стали решающими факторами в выборе вуза.
Но девушка не спешила учиться на бакалавра. Асель решила осознанно подойти к выбору будущей профессии и прошла обучение по предуниверситетской программе Foundation. Изначально планировала поступать на гуманитарную специальность, но благодаря этой программе поняла, что душа лежит к инженерии.
— Тут нас никто не заставляет учиться. Мы свободны в своих действиях. Тем не менее, никто не ленится, наоборот, у всех глаза горят. Нас мотивируют часто проводимые семинары, встречи с профессорами и выпускниками вуза. После них чувствуешь себя еще более окрыленным. Нравится то, что можем составлять свое расписание, выбирать предметы и профессоров. Этот факт делает учебный процесс интересным и познавательным. Все теоретические знания можем применить на практике. В вузе множество оснащенных лабораторий для проведения экспериментов и исследований, — рассказывает она.
В будущем Асель планирует создавать важные объекты инфраструктуры: дороги, мосты, сооружения и здания. Тот факт, что Актобе отстает от многих городов в этом плане, а наши дороги оставляют желать лучшего, дают ей еще больше мотивации учиться, узнавать, углублять свои знания и навыки. А все для того, чтобы со временем их можно было применить дома. У девушки уже много идей и планов для улучшения родного города.
Параллельно основной учебе студентка изучает корейский язык. Уже умеет писать и читать на нем. Когда-нибудь мечтает посетить Южную Корею, а, возможно, и поработать там. Ведь это страна с одной из быстро развивающихся инфраструктур в мире. Там есть чему поучиться юному и любознательному строителю.[divider]
Будущий дипломат
Адильжан Мустафин учится на втором курсе бакалавриата Школы естественных, социальных и гуманитарных наук. Изучает политологию и международные отношения. Разговаривая с ним, понимаешь, что специальность свою он выбрал осознанно и скоро в Казахстане станет на одного грамотного и квалифицированного дипломата больше. Несмотря на юный возраст, он прекрасно разбирается в современной мировой политике, имеет свою точку зрения, но в то же время никогда не показывает эмоций. Очень сдержанный и тактичный.
Говоря о вузе, Адильжан отмечает сильный профессорский состав, который счастлив делиться опытом с голодными на знания студентами. К ним можно спокойно подсесть в кофейне за обедом, рассказать о своих буднях и получить мудрый совет и мотивацию.
— Профессора дают нам направление в учебе, заинтересовывают, а дальше мы сами находим нужную информацию и самостоятельно изучаем ее. Но самообразование вовсе не означает беспомощность студентов и бесполезность наших наставников. Напротив, студенты и преподаватели постоянно контактируют и на персональных встречах, и виртуально через электронную почту или видеоконференцию. Такая комбинация обучения поддерживает постоянное желание студента познавать новое и стимулирует интерес к выбранной специальности. Университет взращивает мотивированного гражданина, желающего менять мир в лучшую сторону, — говорит молодой человек.
Ни в одном другом вузе страны не уделяется столько внимания реализации интеллектуального потенциала студентов. Здесь созданы все условия для их развития, начиная от оборудованных лабораторий, спортивных площадок, заканчивая общежитиями и богатой библиотекой. Конечно, одним из факторов создания такой благоприятной среды является щедрое финансирование университета.
— Хотелось бы, чтобы все учебные заведения страны получали должное финансирование, потому что инвестиции в образование молодежи — это инвестиции в будущее страны, — считает Адильжан.
Будни студента не ограничиваются только обучением. В свободное время он занимается плаванием в студенческом бассейне, играет в баскетбол в атлетическом центре. Иногда ему везет, и он перекидывается мячом с профессорами или другими работниками университета. Спорт помогает ему держать тело в тонусе, а мысли в порядке.
— Существует много исследований о том, как образование меняет характер и личность человека. Я почувствовал на себе, как мои взгляды на мир меняются. Нас учат смотреть на все со скептицизмом и стараться быть объективными, тренировать критическое мышление. Если раньше мое мнение формировалось окружением в лице семьи и друзей, то сейчас я стараюсь докопаться до истины самостоятельно, — завершает беседу будущий дипломат.
Венера ТОТИКБАЙ