Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

За чужой счет

«Иждивенчество — это стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы и средства», гласит толковый словарь обществоведческих терминов. Данное понятие с приходом в нашу страну капиталистических отношений стало еще более явным. Яркий пример тому — актюбинец А. (назовем его так), для которого, похоже, не существует предела поживиться за чужой счет.

Проси больше…

Эта история началась в канун 21-го празднования Дня Независимости Казахстана. Гражданин А. позвонил в известную в Актобе фирму «Акватория» и попросил подарить и установить ему бойлер. В разговоре с заместителем директора предприятия Виталием Груя он особенно бил на то, что является инвалидом второй группы, с трудным детством, да и, вообще, он человек обездоленный и крайне нуждается в поддержке окружающих. Слова инвалида оказались настолько душещипательными, что Виталий Груя согласился помочь ему. Уже на следующий день в дом к А. приехал главный инженер организации и вместе со специалистами сделал соответствующие замеры. Однако во время отчета перед начальством ребята вскользь проговорились, что, мол, гражданин А. вовсе не прикован к постели, имеет обе руки, обе ноги, самостоятельно передвигается по квартире, в общем, нет никаких видимых отклонений от нормы. Более того, обстановка в квартире «подозрительно благоприятная»: хорошая металлическая дверь, пластиковые окна, новый холодильник и т.д. На обездоленного человека А. похож явно не был.

 

Звонок

в маслихат

Раздосадованный Груя решил отказать А. в подарке и, соответственно, установке бойлера. Обиженный таким поворотом событий инвалид второй группы позвонил в областной маслихат. Потом выяснилось, что при возникновении различного рода проблемных вопросов А. строчит письма и звонит в государственные структуры, либо кичится перед мелкими чиновниками «большими связями наверху». Как правило, такой метод работал. Не подвел он и на этот раз. Представитель маслихата, искренне сочувствуя инвалиду, по своей наивности даже слегка пожурил предпринимателя, что, мол, «нельзя так делать, надо бы помочь». После телефонной беседы замдиректора пошел на компромисс. Он согласился подарить инвалиду бойлер, но с условием, что тот установит его за свой счет.

 

Мы пойдем

другим путем

Гражданину А. нет бы успокоиться и поблагодарить руководство «Акватории» за столь щедрый подарок. Однако он решил идти, что называется, до победного конца. Теперь он уже позвонил в редакцию нашей газеты. В его жалобе звучали и обида на предпринимателя, и гордость за то, что власти «по первому требованию» решают его проблемы и споры с другими гражданами и хозяйствующими субъектами. В конце разговора инвалид попросил воздействовать через газету на заместителя директора компании.

— Вам надо Грую пристыдить, — чуть ли не требовал А.

Никого стыдить газета не стала, а попробовала разобраться. Сначала попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию самого Виталия Грую. И вот что услышали.

— Он уже и до вас добрался, — возмущался замдиректора бесцеремонностью инвалида. — Я не понимаю, что ему еще нужно? Мы бесплатно дали ему бойлер. Но устанавливает пускай сам. Да и на инвалида он, честно говоря, не похож. Живет в относительно неплохих условиях. Вообще, мы никому ничем не обязаны, свои социальные обязательства выполняем полностью. Помогаем только тем, кто действительно в этом нуждается, под нашим патронатом находятся Тамдинский детский дом и воины-интернационалисты.

 

Беру

только новое

Журналисты нашей газеты вспомнили еще один показательный случай. Этот же гражданин не так давно обращался в нашу газету с просьбой написать, что ему срочно требуется газовая плита. «АВ» помог инвалиду и опубликовал его письмо. В нем А. просил добрых людей подарить ему газовую плиту. Среди горожан нашлись сердобольные люди, готовые помочь инвалиду. Одна из жительниц города предложила ему газплиту, но А. отказался, причем, с возмущением, мотивируя это тем, что «старая плита ему не нужна!». И это вызывает по меньшей мере недоумение. Ведь плиту с трехлетним сроком эксплуатации трудно посчитать старой. Если ты на самом деле нуждающийся, то, наверное, вряд ли отказался от такого подарка.

 

В честности

приходится

сомневаться

Эта история, конечно, не появилась бы на страницах нашей газеты, выполни сразу руководство «Акватории» свои обещания, данные инвалиду. Но с другой стороны, бизнесмены действительно не обязаны помогать первому обратившемуся. Тем более что от помощи нуждающимся по-настоящему они не отказываются.

А вот что касается А., то в его честности приходится сомневаться. Ведь в «АВ» этот человек обращался не впервые. И всякий раз наша газета, как и органы власти, приходила ему на выручку. Столь выборочно-потребительское отношение к людям, желание решить свои проблемы за чужой счет не красит никого, включая и действительно обездоленных людей. А гражданина А. к таковым, уж извините, вряд ли можно отнести.

 

Вместо послесловия

Обобщая сказанное, можно прийти к выводу, что в своих притязаниях гражданин А. не одинок. Если хорошенько поискать, то можно найти и других подобных ему людей. Правда, их уровень может разниться. Одни довольствуются бесплатным бойлером, другие — мелкой денежной подачкой, ну а третьим подавай миллионы. Разумеется, в этом случае эти деньги маскируются под благие и «нужные» для народа проекты. Вообще, за счет государственной казны и спонсорской помощи кормится не один десяток де-факто фиктивных организаций (здесь не имеются в виду НПО с конкретными проектами), в которых работает один человек. Открывая их, люди используют бюджеты своих организаций как личную кормушку. Они умеют профессионально выпрашивать деньги и материальные блага у чиновников и бизнесменов. Причем, просят средства на самые разные цели. От издания какой-нибудь малополезной книжонки до проведения бессмысленного мероприятия. Хотя на самом деле для таких людей важен сам статус. Одно дело — ты пенсионер или безработный, другое дело — ты руководитель НПО, с бланками, печатью и прочими атрибутами официального лица.

Есть еще одна категория – профессиональные жалобщики. Думается, те в акимате (прокуратуре, суде, полиции и т.д.), кому приходится иметь дело с письменными или устными обращениями граждан, наизусть знают фамилии жалобщиков. По общему мнению психологов, такой тип людей получает истинное удовольствие от того, что на их запросы власти оперативно отвечают. И особенно, если удалось решить вопрос в свою пользу. Потом они суют в нос чиновникам ответы за подписью, допустим, замминистра внутренних дел (мол, какой я уважаемый человек, ведь мне ответил лично замминистра) и хвастаются этим перед родными, друзьями и знакомыми.

Недавно один знакомый, работающий в скорой помощи, рассказал примечательный случай. К ним часто поступают вызовы от человека, который здоров, но жалуется на свое здоровье постоянно. Отказать таким симулянтам врачи не могут, потому что те будут непременно жаловаться в вышестоящие инстанции. Вот и на этот раз по приезде на место бригада медиков выяснила, что с человеком все в порядке. А в это время, возможно, погибают те, кому действительно нужна скорая помощь…

Асхат КАЛЖАНОВ

Колонка "Взгляд"