В августе водители по давней традиции отмечают День работников автомобильного транспорта. Этот праздник дорог и Владимиру Морозову из Хромтау.
Более тридцати лет он за рулем. Даже детство и армия, не говоря уже о трудовых буднях сотрудника горнотранспортного цеха Донского ГОКа, связаны именно с техникой на колесах.
Причем сразу — с серьезной, большегрузами. История с тяжелой карьерной техникой случайна, но судьбоносна. Cергей, товарищ, который пришел из армии на полгода раньше, рассказал о своем БелАЗе, а потом еще и показал — доступ в карьер тогда еще был достаточно прост.
— Можно сказать, пригласил за руль, — с улыбкой рассказывает Владимир Николаевич. — На меня это произвело сильное впечатление. Отец меня с детства приучал к технике, он заведовал нефтебазой и машдвором в колхозе имени Кирова. Я знал, что работать буду водителем, но тут окончательно понял — на каком транспорте.
К слову, Сергей не только этот выбор определил — со своей женой Владимир Николаевич познакомился именно на дне рождения друга. Ирина Владимировна тоже работает на ДГОКе, возглавляет отдел охраны окружающей среды.
Детская привязанность к автомобилям переросла в юношеское увлечение. К моменту службы в армии Владимир Морозов получил права, служил в погранвойсках на советско-афганской границе, был водителем грузовика, доставлял в составе транспортной колонны все необходимое войскам в Афганистане.
После армии его ждала недолгая стажировка на ДГОКе и — за руль БелАЗа. Двухлетний армейский стаж за баранкой ЗИЛа-130 открывал определенные перспективы. Через год перевелся на американский карьерный автосамосвал R-170 — мощный, грузоподъемностью в 154 тонны. Сейчас по состоянию здоровья пришлось перевестись автослесарем, но и здесь у Владимира Морозова пятый разряд — самый высокий.
— Слесарь пятого разряда должен уметь все, — рассказывает Морозов. — От замены колеса до ремонта двигателя внутреннего сгорания. Это — весь ремонт: текущий, капитальный, срочный.
Вклад Владимира Морозова в развитие производства отмечен нагрудным знаком «Почетный работник «ТНК «Казхром». Карьерные самосвалы, как и любой другой транспорт, зависят от капризов погоды, и совладать с ними помогает порой мастерство водителя.
— Помню, я только пришел водителем, был декабрь — и вдруг начался дождь, — вспоминает Морозов. — Мы работали на карьере «40 лет Каз-ССР». Дорога сразу обледенела, карьерные автосамосвалы не могли двинуться — скользко. Водитель со стажем Анатолий Смирнов применил свой метод — двигается потихонечку, только машина начинает пробуксовывать — останавливает, ждет. Оттого что колеса теплые, они постоят на этой корке льда, растопят ее, и машина может двигаться дальше. Конечно же, скользкую поверхность устраняли, но в экстренных случаях этот метод мог выручить.
Рассказывая о работе, Владимир Николаевич упоминает, что, когда он устроился на ДГОК, в смене было 22 человека. И многие до сих пор дружат семьями. Молодежи доверяли сложную технику, они это доверие оправдывали — объемы давали весомые. Молодые учились у ветеранов.
— Сейчас наша очередь передавать опыт молодым, — отмечает Морозов. — Чему я их учу? Быть ответственными, развиваться, работать безопасно. И всем тонкостям, что знаю сам.
Наталья ФУРТАТ,
Хромтауский район
Фото автора