Валяние шерсти, как вид рукоделия, дает безграничные возможности для творчества и самореализации. Это могут быть ковры, одежда, обувь, куклы, игрушки, картины, бижутерия — все, что подсказывает воображение.
В народных промыслах казахов в прошлом преобладало валяние войлока — древнее ремесло, связанное с кочевым скотоводством. Войлоком покрывали юрту, застилали ею пол, утепляли стены. Из него делали чехлы для сундуков, настенные сумы для посуды, войлочные плащи, головные уборы, обувь. В современных казахских семьях изделия из войлока — большая редкость. Но в последние годы в Казахстане стали возрождаться древние традиции, в том числе искусство валяния шерсти. Все чаще проводятся обучающие семинары, мастер-классы. Один из таких семинаров прошла педагог художественного лицея Дина Умарова. Теперь секретами мастерства она делится со своими учениками.
Надо признать, что мальчишки и девчонки с удовольствием занимаются войлоком, им нравится податливость материала, простота в работе с ним. На самом деле, чтобы создать панно или игрушку, не требуется какого-то особого умения. С этим может справиться любой, было бы желание, немного фантазии и сила в руках.
— Ребята занимаются с войлоком даже с большей охотой, чем девочки, — говорит Дина Мусаевна. — Потому что при валянии нужна особая сноровка и сила. Не так легко обрабатывать шерсть мокрым способом, фильцевать проще и интереснее.
Ну а теперь более подробно о технике обработки шерсти.
Шерсть обладает уникальными свойствами. При определенной влажности, температуре и под механическими воздействиями волокна шерсти способны взаимодействовать друг с другом, переплетаться и сокращаться. Это происходит из-за чешуйчатой структуры волокон и их эластичности. Больше других подходит для валяния мериносная шерсть — она очень тонкая, длинноволокнистая и волнистая. Известно, что шерсть в процессе обработки проходит несколько стадий: от руна, полученного после стрижки животных, до пряжи.
Наши бабушки и прабабушки тщательно очищали, взбивали шерсть, преимущественно белого цвета, палочками — сабау, специально нарезанными для этой цели из тамариска, таволги или других степных кустарников. Сейчас готовое сырье можно приобрести в торговых центрах.
— Валяние бывает двух видов: сухое и мокрое. Сухое валяние еще называют фильцеванием. Таким способом работают при помощи специальных игл для валяния. На поверхности иглы есть зазубринки, которые при движении цепляют ворсинки и спутывают их. Как правило, с помощью сухого валяния делают объемные вещи (игрушки, куклы) или панно, — продолжает преподаватель, демонстрируя технику фильца на шерстяном полотне.
Мокрое валяние в основном используют для создания плоских изделий, например, шарфов, гобеленов. При таком способе шерсть, выложенную специальным образом на циновки, сбрызгивают горячей водой, после чего разминают и скатывают. Здесь-то и нужна сила. Это трудоемкий процесс, у нас, если и занимаются войлоком, то в качестве рукоделия. Для объемных работ необходим простор, в домашних условиях не каждый может себе это позволить.
— Когда я создавала панно на основе валяния, — признается мастер, — у меня вся квартира была залита водой, которая долго стекала с войлока.
Что же такого особенного в этом виде рукоделия? Что заставляет современников полюбить процесс валяния?
— Каждое изделие, сотворенное вами, сохранит тепло ваших рук, частичку души. Можно купить любой сувенир, картину, но это неживое, штампованное искусство не доставит радости ни вам, ни тем, кому вы их дарите. Рукотворные вещи эксклюзивны, уникальны, даже вы сами не в силах повторить это творение. В этом, я считаю, их преимущество и ценность, — заключает беседу Дина Умарова.