На августовской конференции, собравшей более 400 представителей образования, были намечены основные цели в сфере образования. В числе основных задач, стоящих перед областью, — ликвидация всех аварийных и трехсменных школ, работа по укреплению материально-технической базы школ, обеспечение их современным техническим оборудованием и высокоскоростным интернетом.
Обновленное содержание
Традиционная августовская учительская конференция с участием работников системы образования области состоялась в зале открывшейся недавно величественной Академии творчества. Главной темой обсуждения стали актуальные вопросы реализации государственной программы развития образования РК на 2016-2019 годы в контексте Послания Президента Нурсултана Назарбаева народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и программ «Рухани жаңғыру», «Модернизация Казахстана 3.0 — вклад образования».
В работе конференции приняли участие аким области, представители Министерства образования и науки РК, филиала АО НЦПК «Өрлеу», акимы районов и Актобе.
Перед началом конференции Бердыбек Сапарбаев ознакомился с работами и творческими идеями молодых актюбинцев, учащихся школ, выставленных в просторных кабинетах Академии.
Руководитель областного управления образования Сауле Умербекова озвучила итоги работы учреждений системы образования области, проблемы и перспективы на будущее.
— Казахстанская школа переходит на обновленное содержание образования, суть которого — в изменении педагогической системы, — подчеркнула Сауле Умербекова. — В 2016-2017 учебном году 15 тысяч 622 первоклассника успешно завершили обучение по обновленному содержанию образования по программе Назарбаев Интеллектуальной школы (НИШ).
В предстоящем учебном году на обновленное содержание образования перейдут второй, пятый и седьмые классы.
В помощь сельским школам организована методическая работа 70 опорных пилотных школ. Этой работой охвачено 7 тысяч 345 педагогов.
В настоящее время в 415 средних школах области обучаются свыше 129 тысяч учащихся. В 2016 году были введены в строй 6 новых школ на 2 420 мест.
Руководитель облуправления отметила, что в 2016 году 841 первый класс перешел на обновленное содержание. 15 921 учащийся начал обучение казахскому, русскому и английскому языку по новой программе. Для углубленного изучения английского языка созданы 258 классов с контингентом 7 332 учащихся.
Успехи и проблемы
В 2019 году в 10 и 11 классах планируется преподавание на английском языке четырех предметов естественного цикла — химии, физики, информатики и биологии.
Говоря о достижениях, Сауле Умербекова отметила, что за годы независимости из 2 188 участников 987 стали призерами республиканских олимпиад и научных соревнований. Умербекова обозначила не просто проблемы, связанные с нехваткой мест в школах, но и озвучила их решение.
— В связи с ростом контингента учащихся школьного возраста в 2016-2017 учебном году 16 школ области работали в трехсменном режиме. Для разрешения данной проблемы в 2016 году началось строительство четырех школ на 1 840 мест. В 2017 году из средств Нацфонда были выделены денежные средства для 10 школ на 5 440 мест, — сообщила докладчик. — Из 16 действующих школ за счет запланированного строительства решится вопрос с 14 школами. По оставшимся двум трехсменным школам Байганинского и Иргизского районов уже разработана ПСД.
Отдельного внимания, как отметила Сауле Умербекова, требуют малокомплектные школы. Их в области 214, облуправлением в этой связи подготовлен список школ для оптимизации по согласованию с райакиматами.
Неплохие результаты показывает область по итогам ЕНТ. Средний балл по итогом тестирования составил 82,4, что выше республиканского показателя на 1,9 балла. Область заняла 4 место, уступив Алматы, Павлодару и Астане.
Но в системе образования есть и ряд нерешенных проблем. К примеру, есть школы с малочисленным контингентом, в которых качество знаний учащихся оставляет желать лучшего.
В области воспитываются 5 234 ребенка с ограниченными возможностями в развитии и специальным сопровождением и оказанием коррекционной помощи. С такими детьми в области занимаются в двух психолого-медико-педагогических консультациях, одном реабилитационном центре, 12 кабинетах психолого-педагогической коррекции и 64 логопедических пунктах.
Также коррекционную помощь дети-инвалиды получают в четырех специальных школах и двух коррекционных детских садах.
Вместе с тем только в Актобе 557 детей с ограниченными возможностями в развитии дошкольного возраста нуждаются в коррекционной поддержке. Из них 141 посещает общеобразовательные дошкольные организации без коррекционной поддержки, а 416 детей не охвачены обучением, находятся дома. В этой связи остро стоит вопрос открытия специального коррекционного детского сада в Актобе.
— Хочу обратить особое внимание на деятельность частных детских садов, по которым поступает большое количество жалоб, — заметила Сауле Умербекова. — Управлением образования разработаны конкретные рекомендации, проект договора для частных детсадов. На наш взгляд, это позволит снизить риски некачественного предоставления образовательных услуг дошкольными учреждениями.
В отчетном году, как отметила далее Сауле Умербекова, в области открыто 6 опорных школ, внедривших в практику инклюзивное обучение. Акимам районов необходимо запланировать открытие хотя бы двух подобных школ на местах.
В системе технического и профессионального образования с 2017 года начата реализация новой Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. Первым компонентом программы является проект «Бесплатное профессионально-техническое образование». Для повышения показателя трудоустройства и качества подготовки выпускников-специалистов реализуется план действий по внедрению дуального обучения на 2016-2018 годы.
Важно повысить престиж учителя
В ходе своего выступления на конференции аким области Бердыбек Сапарбаев отметил, что согласно поручениям Президента в регионе проделана большая работа в сфере образования, есть определенные положительные результаты.
— Сегодня мы строим 24 школы, из которых 14 будут сданы в эксплуатацию в текущем году, в том числе 9 школ — до 1 сентября, — проинформировал глава региона. — Основная цель — ликвидировать все аварийные и трехсменные школы региона за два-три года.
Также активно продолжается работа над выполнением поручения Президента по обеспечению детскими садами до 2020 года.
Наша главная задача — удержать и наращивать набранный темп, продолжить работу по обеспечению не только городских, но и сельских школьников качественными знаниями, соответствующими международным стандартам.
Аким области поставил перед управлением образования ряд задач, требующих системного, продуманного подхода.
Например, было поручено продолжить работу по укреплению материально-технической базы школ, обеспечению их современным техническим оборудованием и высокоскоростным интернетом.
В целях повышения качества образования Бердыбек Сапарбаев поручил продолжить работу по закрытию малокомплектных школ с переводом учеников в новые школы-интернаты или более крупные школы соседних населенных пунктов.
— Это не для экономии средств, мы всегда найдем деньги, чтобы профинансировать образование. Для нас самое главное — качество знаний, будущее детей, чтобы они завтра не страдали из-за отсутствия нормального школьного образования, не отставали от своих сверстников, — подчеркнул аким области.
В числе приоритетных задач Бердыбек Сапарбаев обозначил также развитие полиязычного и системы дополнительного образования, трансляцию опыта НИШ в другие школы, поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку по-настоящему востребованных на рынке труда специалистов в рамках проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
Резюмируя итоги работы конференции, аким области подчеркнул важность повышения ценности и престижа профессии педагога, подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных учителей, болеющих душой за свое дело. Аким области подчеркнул, что образование — это фундаментальный фактор успеха в будущем.
В завершение конференции аким области вручил гранты лучшим педагогам и организациям образования и пожелал им дальнейших успехов и достижений в труде.
Педагоги области также были отмечены почетными грамотами, благодарственными письмами и нагрудными знаками Министерства образования и науки РК.
Санат РАШ
Фото Хайредена РАУШАНОВА