В среду в Акорде Глава государства Нурсултан Назарбаев провел
совещание с руководящим составом правоохранительных органов
Критически оценить достижения
Глава государства в ходе совещания поручил всем органам правопорядка определить масштаб задач по каждому направлению работы, в течение месяца провести расширенные коллегии и утвердить на них детальные планы модернизации профильных сегментов национальной безопасности.
Стабильность и национальная безопасность — это ключевые условия реализации нового политического курса, отметил Нурсултан Назарбаев. Их приоритетность не подлежит никакой ревизии.
— Сегодня нам важно подвести промежуточные итоги комплексной реформы правоохранительной системы. Нужно критически оценить достижения, выявить проблемы и определить пути дальнейшей модернизации в данной сфере, — потребовал Президент.
Глава государства отметил, что задачи повышения эффективности судебной и правоохранительной систем, модернизации судов, прокуратуры, органов юстиции и внутренних дел, финансовой полиции и специальных служб решаются одновременно с повышением уровня правосознания населения. Проведена оптимизация функций, структуры и численности всех правоохранительных органов. Завершена масштабная переаттестация более 100 тыс. сотрудников правоохранительной системы. После этого решен вопрос об увеличении жалования и социального пакета работникам данной сферы, проведена работа по совершенствованию правовой базы. Качественные изменения происходят и в судебной системе.
Сформировать
«нулевую»
терпимость
к преступности
В ходе совещания Президент поставил ряд конкретных задач по совершенствованию правоохранительной системы. Одна из основных — формирование принципиально нового правового пространства деятельности судебной системы и правоохранительных органов.
В Стратегии «Казахстан-2050» поставлена задача уже в нынешнем году разработать и внести в Парламент 4 новых базовых кодекса — Уголовно-процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный и Кодекс об административных правонарушениях. В них следует определить новую конфигурацию судопроизводства, полномочия и структуру всех звеньев правоохранительной системы, напрямую затрагивающих права и интересы граждан.
Кроме того, Глава государства подчеркнул необходимость формирования в обществе «нулевой» терпимости к правонарушениям. К данной работе по своим направлениям должны подключиться Министерство юстиции, аппарат НДП «Нур Отан» и ее фракция в Мажилисе, а также Министерство культуры и информации.
Защищать рубежи, искоренить терроризм
Президент потребовал — с учетом трендов глобальной и региональной ситуации — принять комплексные меры по защите внешних рубежей Казахстана. Обозначена важность укрепления и реформирования Пограничной службы КНБ. На основе анализа необходимо разработать и представить комплексный план ее развития, а также обустройства государственной границы до 2020 года.
Один из важнейших вопросов — повышение эффективности деятельности таможенных органов. Глава государства отметил важность перехода на электронное декларирование экспортно-импортных операций и внедрения системы интегрированного таможенного тарифа, «web-портала и шлюза таможенных органов». В связи с этим поручено ускорить внедрение систем слежения и контроля доставки грузов.
Нурсултан Назарбаев поставил задачу усилить роль Вооруженных сил в обеспечении безопасности государства, общества и граждан с учетом внешних вызовов. Министерству обороны поручено еще раз проанализировать весь арсенал возможностей отечественной армии, который можно использовать для противодействия попыткам дестабилизировать внутреннюю ситуацию в республике.
Глава государства потребовал в ближайшее время серьезно усилить борьбу с проявлениями терроризма и экстремизма.
— По моему поручению сейчас разрабатывается государственная программа по противодействию экстремизму и терроризму. Считаю неверным фокусировать ее на проблематику, связанную с опасностью только религиозного экстремизма и терроризма. Она должна быть максимально прикладным документом, рассчитанным на пять-шесть лет. Главный критерий эффективности антитеррористической деятельности — отсутствие терактов, — сказал Нурсултан Назарбаев.
Спрос будет строгим
Президент обозначил в качестве важнейшего направления модернизации правоохранительной системы новую антикоррупционную стратегию. Одна из ее задач — дальнейшее развитие антикоррупционного законодательства. Необходимо завершить процесс декриминализации ряда финансовых и налоговых преступлений. Следует наладить системную работу по выявлению наиболее опасных организованных форм коррупции.
Глава государства призвал к целенаправленной и системной антикоррупционной работе на региональном и отраслевом уровнях. Важно продолжить деятельность по созданию сервисных центров, действующих по принципу «одного окна», с полным спектром услуг, предоставляемых правоохранительными органами. Необходимо повысить прозрачность правоохранительных органов, развивать различные формы их сотрудничества с гражданами. Должны полноценно заработать общественные советы при всех органах правопорядка.
Спрос за выполнение каждого поручения будет строгим — в полном соответствии со стратегической важностью поставленных задач, заявил Президент. Правоохранительные органы располагают достаточными ресурсами и опытом для их реализации.
В частности, Нурсултан Назарбаев отметил важность новой кадровой политики правоохранительных органов, которая должна основываться на принципиально новых научных подходах и инновационных технологиях управления кадровыми процессами.
Концепция кадровой политики должна предусматривать новую систему отбора и продвижения кадров, приведение ведомственного образования в силовых структурах к лучшим мировым стандартам. Кроме того, она должна включать разработку научно обоснованных нормативов численности сотрудников в зависимости от реальных функций и нагрузки, введение категорий или разрядов в правоохранительных структурах, укрепление технической оснащенности и меры социальной защиты сотрудников правоохранительных структур.
В ходе совещания заслушаны доклады генерального прокурора Асхата Даулбаева, министра внутренних дел Калмуханбета Касымова, председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Рашида Тусупбекова и председателя Верховного суда Бектаса Бекназарова.
А. Даулбаев одним из основных достижений в работе назвал преодоление межведомственного противостояния и конкуренции, отметив при этом роль Президента страны:
— По Вашему указанию, благодаря законодательному разграничению компетенций и усилению роли Координационного совета, мы добились слаженной работы всей правоохранительной и судебной системы. Совместными мерами мы навели порядок в вопросах учета и регистрации преступлений.
Вместе с тем докладчик подчеркнул, что, хотя криминогенная ситуация остается стабильной, в статистических данных отмечается рост преступности. Объясняется данный факт объективной регистрацией, благодаря которой количество преступлений возросло по сравнению с 2011 годом на 39% и составило 288 000 фактов. Ген-прокуратура намерена добиться полной регистрации всех преступлений, что позволит реально оценивать ситуацию и своевременно реагировать на изменение в структуре и динамике преступности.
Меньше контактов — больше результатов
Благодаря дистанционному методу и усилению надзора удалось добиться того, чтобы 80 заявителей из 100 в течение 3 дней получали ответы на свои заявления, что на 30% превышает аналогичные показатели за прошлые годы.
— Этому способствовали выдаваемые заявителям электронные талоны, позволяющие получать информацию о судьбе их заявлений через интернет и мобильную связь, не вступая в контакт с сотрудниками правоохранительных органов, — разъяснил А. Даулбаев.
Кроме того, в связи с законодательным упрощением досудебного производства четверть уголовных дел по линии МВД уже расследуется в 10-дневные сроки. В прошлом году в 4 раза сократилось число дел, прекращенных судами по реабилитирующим основаниям.
После размещения дежурных прокуроров непосредственно в зданиях органов уголовного преследования на 20% снизилось количество лиц, незаконно содержащихся в служебных кабинетах.
— А с 1 января текущего года, — сообщил генпрокурор, — мы совместно с МВД начали эксперимент по электронному учету времени нахождения граждан в зданиях полиции крупных городов и районов, что по замыслу должно дисциплинировать сотрудников и свести к минимуму ущемление прав граждан.
Благодаря заданной Президентом политике гуманизации уголовного законодательства и амнистии удалось уменьшить тюремное население на 25%, что улучшило на 18 позиций рейтинг Казахстана в международном индексе. Из-за изменившейся карательной практики процедур намного чаще (до 25%) стало применяться ограничение свободы, ранее составлявшее всего 2%. Также сократилось на 15% количество осужденных.
В розыске поможет электронная карта
Говоря о том, что Генеральная прокуратура поэтапно переходит к современным методам превентивного воздействия на преступность,
А. Даулбаев отметил и использование инновационных технологий при расследовании уголовных дел.
— Электронная карта преступности наглядно воспроизводит криминогенные районы, вплоть до улиц и домов, — рассказал глава надзорного ведомства, — и позволяет рационально распределять силы правопорядка в населенных пунктах. Значительно облегчила нашу работу система информационного обмена правоохранительных органов, интегрировавшая 49 баз данных. Теперь, не выходя из кабинета, за считанные минуты можно получать номера уголовных дел, проверять лица на предмет судимости, розыска, учета в наркологических и психиатрических учреждениях и много другой важной информации.
Отметил выступающий и то, что в сфере защиты бизнеса пресечено проведение около 27 тыс. незаконных проверок, защищены права почти 7 тыс. предпринимателей.
Генпрокурор заявил, что важное значение для обеспечения неотвратимости наказания имеют экстрадиция и предание суду беглых преступников. В этой сфере у Казахстана были некоторые затруднения в сотрудничестве с европейскими странами, но они преодолеваются.
— Уважаемый Нурсултан Абишевич! — обратился к Президенту страны А. Даулбаев. — Благодаря Вашему авторитету и узнаваемости Казахстана впервые подписан полный пакет соглашений о сотрудничестве в уголовно-правовой сфере с Испанией. В ближайшее время заключим аналогичный договор с Чехией и другими европейскими странами. Решен также вопрос экстрадиции преступников из Португалии, Румынии, Болгарии, Швеции, ОАЭ и Ирана.
Заслужить доверие граждан
Говоря об итогах внеочередной аттестации, генпрокурор заявил, что благодаря ей очищены ряды от недобросовестных и некомпетентных сотрудников. Из 100 тыс. свыше 16 тыс. не прошли аттестацию. Приобретенный при этом опыт, по мнению докладчика, позволит в дальнейшем кардинально поменять подходы к кадровой политике, подбирая и продвигая сотрудников исключительно на основе профессиональных и деловых качеств.
Переходя к следующему (проблемному) блоку выступления, руководитель главного надзорного ведомства страны заметил, что системные недостатки и упущения продолжают иметь место в деятельности всех без исключения правоохранительных органов и судебной системы.
— Главным из них я назвал бы низкий уровень доверия населения, — акцентировал А. Даулбаев внимание присутствовавших, — и как следствие, нежелание граждан содействовать обеспечению законности и правопорядка.
Одной из причин сложившегося положения он назвал то, что казахстанцы оценивают эффективность правоохранительной деятельности по степени личной защищенности, а сами силовые органы — по валовому показателю, отодвинув нужды людей на второй план. Потерпевшие желают получить компенсацию за причиненный вред и моральное удовлетворение от наказания преступников. Вместе с тем люди сталкиваются с волокитой при рассмотрении их заявлений и низким качеством судопроизводства.
Приведя неутешительные результаты соцопросов о доверии к правоохранительным органам, генпрокурор сообщил, что это породило свыше 100 тыс. обращений в органы прокуратуры на низкое качество следствия и дознания, и высказал мысль о том, что необходимо отказаться от оценки по валовым показателям, признать основным индикатором уровень доверия населения.
А судьи кто?
Не верят, по мнению А. Даулбаева, наши граждане и в справедливое правосудие. Причина такого недоверия во многом связана с волокитой, вынесением незаконных судебных решений и неисполнением законных судебных актов. Судебные тяжбы тянутся годами, а их количество за 5 лет возросло на 35% с вовлечением в них более 1 млн. человек. Судьи перегружены, отсюда и ошибки, волокита, недовольство и жалобы граждан.
Вышестоящими судебными инстанциями отменены или изменены свыше 9 тыс. незаконных судебных актов по гражданским и административным и около 5 тыс. — по уголовным делам.
В своем выступлении ген-прокурор привел два характерных примера из судебной практики, когда с двух пожилых 80-летних людей незаконно взыскано более 40 млн. тенге в счет погашения долга ТОО, которым руководил их умерший сын.
— Дело дважды доходило до Верховного суда, — отметил
А. Даулбаев. — И только благодаря принципиальной позиции руководства Верховного суда, по нашему протесту, справедливость была восстановлена.
Но вместе с тем, продолжил генпрокурор, имеют место и вопиющие факты, когда суды необоснованно оправдывают настоящих преступников. В 2011 году суд Астаны оправдал подсудимого Ботабаева, обвиняемого в убийстве. Все протесты прокуратуры были отклонены. Не прошло и года, как Ботабаев оказался в составе преступной группы экстремистского толка, совершившей массовое убийство людей в Иле-Алатауском национальном парке, и сейчас находится в розыске. И никто из судей за это не понес никакой ответственности.
За 3 года по протестам отменены незаконные оправдательные приговоры в отношении 71 лица.
Не меняется ситуация с исполнением судебных актов. Судебные исполнители сегодня не в состоянии обеспечить исполнение почти 500 тыс. документов.
— Из двух триллионов тенге ими реально взыскано менее 5%, — сообщил А. Даулбаев. — Неисполнение решений подрывает авторитет власти и формирует неуважение к закону и суду. Не обеспечивается неотвратимость наказания за злостное неисполнение судебных решений. Органами внутренних дел только по 1% представлений судоисполнителей возбуждены уголовные дела.
Не соблюдают норм морали
Несоответствие морального облика самих сотрудников правоохранительных органов эталону законопослушания также отмечено руководителем надзорного ведомства:
— При обращении с гражданами они не соблюдают нормы служебной этики, проявляют грубость, черствость и невнимательность, не говоря уже о злоупотреблениях и различных фальсификациях.
В качестве примера А. Даулбаев привел свежий пример. Буквально на днях в Шымкенте сотрудник дорожной полиции Мамедов без повода остановил автомашину Амирова. Когда водитель попытался отснять происходящее на мобильный телефон, Мамедов и его напарники сняли с автомашины задний госномер и составили протокол об управлении автотранспортом без госномеров, а также, сорвав с себя погоны, пытались инсценировать нападение на полицейского. Восстановить справедливость помогла камера наблюдения, оказавшаяся напротив места инцидента. По данному факту уже возбуждено уголовное дело.
По словам генпрокурора, в прошлом году насчитывалось 620 заявлений о пытках, но при этом возбуждено лишь 27 уголовных дел.
— Правоохранительные органы не заинтересованы выносить сор из избы, предпочитая замалчивать эту проблему, — сказал А. Даулбаев.
Эти факты, отмечалось на совещании, вызывают острую реакцию со стороны общества, в корне подрывают доверие людей не только к полиции, но и в целом к органам власти. Отметил руководитель надзорного ведомства и явно недостаточную роль прокуроров, которые должны обеспечить объективное и беспристрастное расследование этих фактов.
В целом только за прошлый год за различные нарушения конституционных прав граждан к дисциплинарной ответственности привлечены 448 сотрудников органов внутренних дел.
Отмечается
рост коррупции
Генеральный прокурор отметил рост коррупции в стране. Если в 2010 году совершено 356 преступлений, то в 2012-м — уже 450. В некоторых из них замешаны высокопоставленные должностные лица Верховного суда, Таможенного комитета, КНБ, МВД, финансовой полиции и прокуратуры. Эти вопиющие факты нанесли большой урон авторитету правоохранительной и судебной систем.
Другим системным недостатком, как подчеркнул
А. Даулбаев, является неспособность правоохранительных структур адекватно реагировать на современные вызовы.
— Резонансные события последних лет продемонстрировали неготовность сил правопорядка противодействовать террористической и экстремистской угрозам, — сказал глава надзорного ведомства. — Основными причинами являются отсутствие надлежащей прогнозно-аналитической и оперативной работы, низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников, несоответствие материально-технического оснащения международным стандартам.
— Оперативники в погоне за показателями своевременно не пресекают преступные действия, дожидаясь, пока подозреваемый совершит несколько преступлений, — подчеркнул руководитель надзорного ведомства.
Так, в Астане один и тот же агент полиции в течение 4 месяцев 6 раз покупал наркотики у одного и того же торговца зельем ради того, чтобы возбудить 6 уголовных дел. Никто, понятно, не задумывался, сколько зла за это время совершил преступник и скольких людей подсадил на иглу.
— Этим же методом пользуются и финансовые полицейские, выдавая получение взяток одними и теми же мелкими чиновниками за системную коррупцию. Ярким примером тому служат 39 дел, возбужденных в отношении трех работников фитосанитарного поста Астаны за неоднократное получение взяток, — отметил генеральный прокурор.
Борьба с ОПГ
признана
неэффективной
А. Даулбаев в ходе совещания заявил, что оперативными службами практически не используются законодательные изменения, устанавливающие уголовную ответственность за участие в организованных преступных группах.
— За весь прошлый год органами внутренних дел возбуждено только 11 таких дел, когда на учете состоят более 1,5 тысячи лидеров и членов ОПГ. Финансовая полиция, зная о предприятиях, подконтрольных этим группам, не возбудила ни одного уголовного дела по фактам их финансирования и отмывания денег, — сказал руководитель надзорного ведомства.
Он также отметил, что органами КНБ не проводится должная работа по пресечению транснациональной преступности. За год выявлено лишь два факта создания и руководства транснациональными ОПГ, хотя в стране их 15.
Генпрокурор раскритиковал работу Таможенного комитета в части оперативно-розыскной деятельности. Соответствующие полномочия за таможенной службой закреплены 8 лет назад, но время показало, что и прежнее, и нынешнее ее руководство провалило эту работу.
— В прошлом году проведено всего 22 спецмероприятия. Именно этим можно объяснить сращивание сотрудников таможни с членами действующих ОПГ. Яркий тому пример — таможня «Хоргос», — сказал А. Даулбаев.
Решительно пресекать нарушения
По словам руководителя надзорного ведомства, в Казахстане отмечаются многочисленные факты нарушений уголовного процесса и ущемления прав граждан на стадии следствия и дознания.
— Усилиями прокуроров и органов уголовного преследования снижено число незаконно задержанных лиц, на треть уменьшились незаконные аресты. Однако их количество все еще велико, — сказал генпрокурор.
Ярким примером незаконного задержания и фальсификации доказательств является факт, когда в Кокшетау сотрудники ДВД и ДКНБ подбросили одному из граждан автомат Калашникова и наркотики. Только внимательный анализ видеозаписи задержания позволил прокурору защитить его права и привлечь к ответственности виновных лиц.
Генеральный прокурор обратил внимание на то, что из года в год уменьшается число дел, оконченных органами уголовного преследования. В прошлом году удельный вес таких дел в МВД составил всего 18%. Три года назад он был вдвое больше. В органах финансовой полиции та же ситуация — окончено всего 25% дел, что в два раза меньше, чем в 2009 году.
Возникает много вопросов по обоснованности приостановления уголовных дел, доля которых возросла на 23%. Недоумение прокуратуры, в частности, вызывает приостановление с 2000 года 7 уголовных дел из-за действия непреодолимой силы, с 2006 года — 89 дел в связи с проведением различных экспертиз. Также отмечалось, что с 1998 года приостановлено 47 дел якобы из-за болезни обвиняемых. И таких нарушений множество.
— Указывая на них, мы не снимаем ответственности и с прокуроров, которые должны были принять все меры к своевременному выявлению и пресечению указанных фактов, — отметил глава надзорного ведомства.
Телефонному
терроризму —
жесткий ответ
Генпрокурор предложил активнее пользоваться механизмом досудебного регулирования споров.
По его словам, граждане, сталкиваясь с недостатками в досудебном производстве, надеются найти правду при отправлении правосудия. Однако судебный произвол и волокита со стороны отдельных судей вызывают недовольство населения. Поэтому лучшим способом разрешения споров видится примирение сторон на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
— В развитых странах мира завершаются 90% споров, у нас — только 3%, — акцентировал внимание А. Даулбаев. Такой же подход, по его мнению, необходим и в уголовном процессе. Суд должен уметь быстро, адекватно и справедливо реагировать на явления, которые несут риск значительного ущерба состоянию законности и правопорядка.
К сожалению, так бывает не всегда. В качестве примера приведена проблема телефонного терроризма. Государство по вине злоумышленников несет колоссальные расходы, в обществе сеется паника, закрываются школы, аэропорты, вокзалы, задерживаются десятки рейсов и составов.
— Законодатель своевременно отреагировал на это и усилил уголовную ответственность до 6 лет лишения свободы. Однако суды продолжали применять явно несоразмерные меры наказания, потворствуя и не задумываясь о последствиях, — подчеркнул генпрокурор.
К примеру, оставлен на свободе гражданин А., который сообщил о заложенной бомбе в здании райсуда Караганды, где его отец работает судьей.
В 2011 году из 24 осужденных лишение свободы получил только один человек. И лишь в последнее время при поддержке Верховного суда и настойчивости прокуроров суды стали чаще назначать телефонным террористам реальное лишение свободы. Из 35 осужденных 18 попали за решетку.
— Государство должно показать обществу, что такие преступления будут пресекаться жестким образом, тем самым побуждая граждан воздерживаться от неправомерных и непродуманных поступков, — отметил руководитель надзорного ведомства.
Расширить
полномочия
адвокатов,
обновлять кадры
Генпрокурор озвучил ряд предложений, которые позволят изменить ситуацию к лучшему. Одной из главных задач видится кардинальное изменение уголовного процесса.
Новый Уголовно-процессуальный кодекс должен предельно облегчить и упростить процесс расследования, сделать его ясным и быстрым, обеспечивая при этом неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.
— Принятие нового Уголовного кодекса, введение в него уголовных проступков, изменение системы наказания потребует совершенствования Уголовно-исполнительного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, — уточнил А. Даулбаев.
Еще одной важной задачей является повышение роли адвокатов исключительно с позиций защиты конституционных прав и свобод граждан.
— Все мы должны понять, что квалифицированный и добросовестный адвокат не противник, а помощник в поисках истины. Для этого потребуется законодательно расширить полномочия и инструментарий адвокатов, — отметил генпрокурор.
Предложено кардинально укрепить штатную численность и материально-техническую базу центра судебной экспертизы. Для оперативности расследования и снижения нагрузки на экспертные учреждения юстиции отмечена необходимость полноценного использования потенциала органов МВД, обладающих современным оборудованием и высококвалифицированными специалистами.
Эти и другие меры предлагается принять для улучшения судебно-экспертной деятельности.
— На экспертизы, которые в развитых странах проводятся в считанные дни, а порой и часы, у нас уходят месяцы, вследствие чего допускается волокита и нарушаются права граждан. Мы ощущаем острый недостаток экспертов и материально-технической базы для проведения молекулярно-генетической, взрывотехнической, химической, экономической, религиоведческой и других видов экспертиз, — сказал А. Даулбаев.
Модернизировать пенитенциарную систему
Руководитель надзорного ведомства призвал к коренной модернизации пенитенциарной системы.
— Необходимо решить проблему занятости трудоспособных заключенных, внедрить покамерное содержание заключенных за экстремизм и терроризм, а в последующем — и всех остальных, расширить перечень лиц, охватываемых службой пробации. Все эти меры позволят снизить рецидив, создав условия для возмещения ущерба осужденными, сэкономить бюджетные расходы и вернуть в общество законопослушных граждан, — отметил
А. Даулбаев. По его словам, необходимо поставить задачу: в ближайшие годы выйти из числа 50 стран, лидирующих по тюремному населению. Необходимо внедрить стандарты оказания услуг населению и правоохранной деятельности.
— Надо добиться, чтобы граждане, пострадавшие от преступников, с первых же минут своего обращения чувствовали, что полиция делает все от нее зависящее. Если полиция оперативно приедет на вызов, выполнит все нужные действия и даже чисто по-человечески поддержит потерпевшего, то рост доверия людей не заставит себя ждать. Для этого мы в полной мере должны использовать опыт других стран, пошагово прописавших подобные стандарты для своих сотрудников, — подчеркнул генеральный прокурор.
«Умные» камеры против преступности
Преступность можно предупреждать, установив «умные» камеры, которые будут выявлять людей с преступными намерениями, отметил генпрокурор.
— Затраты на их установку будут минимальны, если в СНиП включить требование об обеспечении видеокамерами всех мест массового скопления людей, стадионов, рынков, торгово-развлекательных центров, концертных залов, жилых комплексов, — сказал глава надзорного ведомства.
А. Даулбаев также отметил необходимость модернизации правоохранительных органов, их перевооружения и оснащения. Предлагается оснастить самыми современными средствами обнаружения и нейтрализации преступников специальные подразделения, группы разведки и захвата, оборудовать патрульные машины полицейских компьютерами, видеокамерами и POS-терминалами для оплаты штрафов на месте.
— Правоохранительные органы должны стать инициаторами дополнительных мер по предупреждению преступности самим населением. Полиции необходимо научить людей бдительности и правилам поведения. Можно, как в Великобритании, в рамках специальной правительственной программы оказывать адресную помощь в приобретении различных средств защиты старикам, студентам и жителям малонаселенных пунктов, которые больше всего страдают от воровства, — отметил, в частности, генпрокурор.
В ходе совещания все руководители правоохранительных органов представили отчеты о проделанной работе и проинформировали о видении путей решения задач по углублению правоохранительной реформы в контексте реализации Стратегии «Казахстан-2050».
«Казахстанская правда»