Налоговики убеждают владельцев грузовых машин легализовать свой бизнес.
Граждане, оказывающие автоуслуги по перевозке грузов, сейчас не редкость. Сотрудники налоговых органов признают, что многие из них относятся к так называемым самозанятым слоям населения. Согласно же Налоговому кодексу РК они должны зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели и платить налоги. В этих целях налоговики объезжают «пятаки» — неофициальные рынки автоуслуг, разъясняют водителям закон. Как сообщил руководитель мобильной группы налогового управления по городу Актобе Асылбек Нурлин, на сегодня в городе действуют примерно 7-8 таких стоянок. На каждой из них стоят десятки грузовиков, незаконно оказывающих автоуслуги населению. Весной они доставляют удобрения и предлагают ассенизаторские услуги по откачке талых вод во дворах, летом возят инертные и лесоматериалы для индивидуального строительства.
— Все они должны зарегистрироваться в налоговых органах как ИП, — пояснил Асылбек Нурлин. — И в этом нет никаких трудностей. За регистрацию платится пошлина 2 МРП, это около 3,5 тысячи тенге (размер одного МРП равен 1 731 тенге), и они будут свободно работать по патенту. Согласно данному режиму индивидуальный предприниматель должен платить два процента налога от дохода.
К примеру, если грузоперевозчик в месяц зарабатывает 100 тысяч тенге, то 2 тысячи тенге он обязан уплатить в казну. Здесь надо отметить, что размер дохода предприниматель указывает сам, и ему не требуется кассовый аппарат. Приплюсуйте сюда пенсионные отчисления в размере 10 процентов от заработной платы. Как уточнили налоговики, ИП также может указать минимальный размер зарплаты, на сегодня она равняется 18 660 тенге. В итоге, при доходе 100 тысяч тенге размер всех обязательных отчислений ИП, занимающегося грузоперевозками, составит примерно 4-5 тысяч тенге.
— Если частные лица не будут зарегистрированы в налоговых органах и дальше будут работать самостоятельно, им грозит штраф в размере 20 МРП. Во избежание недоразумений мы и проводим разъяснительную работу среди граждан, — отметил руководитель мобильной группы Асылбек Нурлин.
На прошлой неделе сотрудники налогового управления посетили несколько точек грузовых и специальных машин в районе Курмыша и скотного рынка. Во время визита фискалов владельцы многих видавших виды груженных строительными материалами стареньких грузовиков марки ГАЗ и ЗИЛ словно испарились. Многие представлялись водителями или грузчиками, но отказывались называть свои имена. Между тем все нелегально оказывающие услуги не согласны с требованием закона и не желают работать официально. У них своя позиция.
— Наш доход никак не составляет сотни тысяч, как многие думают. Приобретаем, к примеру, щебень или балласт за 3 тысячи тенге и продаем за 6 тысяч. Из них одну тысячу съедает ГСМ, еще тысяча уходит на питание, в итоге домой приносим всего тысячу тенге. Бывает, что целую неделю стоим без заказа. Кроме того, для грузоперевозчиков не отведена специальная стоянка, поэтому скитаемся по городу в поисках клиентов. Если бы городские власти сделали нам автостоянку в черте города, мы бы не отказывались платить налоги, — от имени всех нелегалов говорит один из водителей.
Одни не хотят возиться с бумагами, ссылаясь на свою неграмотность, другие предлагают изымать налоги посредством разовых талонов. Как отметили налоговики, режим разового талона в Казахстане отменен с прошлого года.
— Мы будем постоянно проводить рейды, привлекать к ним сотрудников дорожной полиции и транспортного контроля. Могу сказать, что разъяснительная работа все-таки дает свои плоды. После таких мероприятий некоторые все же регистрируются как ИП. Надеемся, что и остальные последуют за ними, — говорит главный специалист отдела по работе с незарегистрированными налогоплательщиками налогового управления по городу Актобе Асылхан Жубаналин.
Абат КАРАТАЕВ