Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Засекреченная суперцивилизация

Актюбинский краевед Турегали Казиев недавно выпустил книгу «Сердце Мира, или Засекреченная суперцивилизация (введение в казахологию)». Некоторые читатели сразу объявили ее фантастикой — настолько поразительны приводящиеся в ней сведения, касающиеся древнейшей истории страны, в том числе и нашего родного края. А что думает об этом сам автор?

— Вами написано несколько книг, посвященных древней истории Степи. Расскажите о них.

— Первая моя книга называлась «Акбулак — прародина скифских царей», написал ее девять лет назад, когда еще работал главным специалистом по изучению культурно-исторических памятников в администрации Акбулакского района Оренбургской области. Ее содержание — попытка привязки к местности идеи выдающегося российского археолога Константина Смирнова о том, что в бассейне Илека зародилась знаменитая сарматская цивилизация, ставшая гегемоном Евразии на целую тысячу лет — где-то c VII века до нашей эры по IV век нашей эры. Та моя работа стала номинантом Оренбургской областной краеведческой премии имени Петра Ивановича Рычкова.

— Вторая ваша книга?

— Ее название — «Периферия», вышла в свет в 2007 году. В ней рассматриваются признанные очаги древности — Египет, Шумер, Китай, Греция, Рим и т.д. — в качестве береговой периферии древней степной цивилизации. Эта работа явилась как бы предисловием к нынешней книге «Сердце Мира», которую написал уже в Актобе, переехав сюда в конце 2007 года.

— «Сердце Мира» — это евразийская Степь?

— Да. Территорию от Дуная до Китая называли Сердцем Мира многие специалисты по геополитике, в том числе бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский в книге «Великая шахматная доска». Это пространство Древнего Турана, основой которого явилась территория Казахстана. И нынешняя моя работа как раз посвящена древнейшей истории Турана и нашего народа.

— Расскажите вашу версию начала Казахии…

— Если суммировать данные современной науки и всех имеющихся на сегодня источников, то объединение трех казахских жузов в одно казахское государство во главе с Алаша ханом произошло в заключительные века VI тысячелетия до нашей эры. «Это время сложения в степи животноводства. Основа хозяйства — коневодство», — так пишет, например, известный историк профессор Жамбыл Артыкбаев, относя время жизни Алаша хана к неолиту или энеолиту, то есть к периоду смены каменных орудий на медные.

— А существовали ли в то время жузы?

— Обычно слово «жуз» рассматривается, как объединение родов и племен. По отношению же к природе жуз — один из регионов Степи. Классические природные жузы образовались в те времена, когда наши предки были в основном охотниками (мерген, аңшы). Они передвигались за дикими лошадьми, сайгаками и куланами, которые следовали в течение года по установившимся маршрутам. Летом тарпаны, сайгаки и куланы паслись у нас севернее реки Урал, где хорошая трава и много воды, на зиму шли в южные степи, полупустыни и пустыни, где снеговой покров очень тонкий и можно тебеневкой добывать из-под снега траву. Потом эти же маршруты стали путями племен уже кочевников-животноводов. И те племена на территории природного жуза объединялись и имели общее управление, так как чересполосица сезонных пастбищ вызывала необходимость в хане-администраторе для постоянного регулирования движения через земли друг друга. В Казахстане сложилось три таких классических жуза, племена которых при Алаша хане во-шли в одно государство. О том, что, по современным данным науки, кочевничеству в наших степях более 7 000 лет, пишут многие историки, например, Сергей Богданов в книге «Эпоха меди степного Приуралья».

— Вы пишете, что Казахия начиналась с Младшего жуза и Алаша хан жил на территории сегодняшней Актюбинской области…

— О том, что она начиналась с Младшего жуза, писали еще Шокан Валиханов и российские исследователи XIX века. Акселеу Сейдимбек обобщил это положение в своей книге «Қазақтың ауызша тарихы». Согласно сообщениям персидского историка XIV века Рашид ад-дина зимовки Алаша хана находились в Борсыккумах на юге Актюбинской области и в Приаральских Каракумах — на юго-востоке области. Об этом пишет и профессор Жамбыл Артыкбаев. Лето хан проводил у отрогов Южного Урала.

— Вы пишете про Шумер, Египет и Китай…

— Да. Ближний Восток входил в империю степняков, существовавшую с 3300 годов до нашей эры по 1900 годы до нашей эры, а Китай — в ту, что была с 2300 годов до 900 годов до нашей эры. Эти империи открыл московский историк Евгений Черных. Технологический и административный центр обеих империй находился в наших с вами родных местах, а самая крупная металлургическая база основывалась на цепи рудников, протянувшихся от Каргалов, что под Оренбургом, в Мугалжарские горы — по правую сторону от реки Илек. Благодаря монополии на металлопроизводство, лошадям и соответствующей культуре и идеологии наши предки и стали гегемонами древнейшего мира.

— И потому…

— Распространились по планете — наш язык, письменность, сказания, искусство и прочие элементы степной культуры. Как это происходило — есть в книге. Даже древние американцы в основе своих языков имели наш кипчакско-карлукско-огузский тюркский словарь. В конце работы перечислена литература, откуда взяты сведения — любознательные читатели могут продолжить свое знакомство с древностью. Академик Адиль Ахметов, например, написал труды с сопоставлением казахского языка и языка майя.

— Почему книги, подобные вашей, не появлялись раньше?

— В 1970 годах была «Аз и Я» Олжаса Сулейменова, в начале 2000 годов — книги Серикбола Кондыбая. В целом же десятилетиями изучение истории было дозированным, с целью воспитания поколений манкуртов, нужных прежнему строю. Сейчас же формируется новое историческое сознание, основанное на уважении наследия предков с учетом реальностей настоящего и стратегических задач на будущее. Без знания собственной истории не может быть независимости, прежде всего — духовной. К сожалению, пока многие учебники базируются на «придумках» иностранных авторов… Настоящая же история наших предков интересует только нас самих — мы в долгу перед аруахами. Они глядят на нас с высоты своего возраста — хватит ли у их потомков ума, души и духа для восстановления исторической памяти?! Дальше взгляды на историю степняков будут только расширяться…

— Но пишут же в учебниках, что казахи как народность (этнос) сформировались только в XV веке — в связи с выделением Казахского ханства из состава империи, основанной Чингис ханом?

— Это как раз взгляд, навязанный «благодетелями», начинавшими историю с себя. Человечеству 3 миллиона лет, а о степняках кое-кто все продолжает писать, что они спрыгнули откуда-то с неба всего 500 лет назад. 500 лет назад происходил как раз закат степной цивилизации. Период же Казахского ханства, начинающийся с 1456 года, конечно, очень важен, но это всего лишь одна двадцатая часть истории нашего народа. В работе Машхур-Жусупа Копеева «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» говорится, что и до Алаша хана народ казахский существовал, но под управлением других. Кто же эти другие? Оказывается, это было племя торы из казахского же каракыпшака, по древнему имени которого и страна отмечается в разных источниках под названием Туран. А Казахией стали называться страна и народ, когда верховная власть перешла к племени қазақ, сородичам тех же торы. Потом эти названия, как и еще другие, взаимно перекрывали друг друга веками и тысячелетиями — согласно древнего обычая «жанама ат қою» — дача косвенного имени. Имена в древней Степи были зашифрованы для посторонних, потому историки и путаются нередко в трех соснах. Основное имя «қазақ» в древности было табуированным, его, к примеру, заменяли то одним, то другим именем, например, «тюрк» или «кипчак», которое в свою очередь — именем «каи», то есть «змеи», следующим шел «уран» и т.д. Такая же картина была и с именами других основных племен.

Торы были воинами-коневодами, а племя қазақ кроме воинского дела и коневодства имело монополию на металлопроизводство и возглавлялось учеными абызами-жрецами во главе с Майкы бием, «праотцем слов». И сюжет борьбы между светскими деятелями торы и абызовским племенем қазақ перешел в древнейшие сказания «Авесты», «Ригведы», «Эдды» и другие произведения.

— Со времен Алаша хана прошло несколько тысяч лет. Столько народов погибло за это время! Почему же народ казахский жив, несмотря на не раз выпадавшие на его долю тяжелые испытания?

— Потому что казахи сумели сохранить основу своей этнической территории, язык и самобытную культуру. Произошло это в свою очередь оттого, что более 7 000 лет вплоть до 30-х годов прошлого столетия, то есть до коллективизации в СССР, в Степи сохранялся кочевнический способ производства. Не менялся основной способ жизни — сохранились душа, стереотип поведения, язык и прочие элементы, характеризующие этнос.

— Но приходили же в Степь завоеватели…

— Ни один из тех завоевателей не выдержал суровой степной жизни, не смог за-

крепиться во всех здешних ландшафтах. Для этого надо было стать казахом, беззаветно любящим свою пустыню и маловодную Степь, с долгой засухой и бесконечными ветрами, изнуряющими пришельцев. Степной этнос изначально строился предками в качестве способного переносить невзгоды сложного организма, пронизываемого массами волокон-кристаллов в виде племен и родов, соединившихся в своем органическом единстве крепче стали. Поэтому и назвали предки народ наш по имени камня қаш (нефрит), который в два раза крепче стали. Академик Алексей Окладников нашел в древних курганах ножи и кинжалы из этого камня небывалой остроты — можно бриться ими и сегодня! Достигалась острота путем обработки огнем и водой — больше никакой камень не выдерживал этого. О том, что наши предки звались народом нефрита — есть в китайских летописях до нашей эры (об этом писал историк Юрий Зуев). Слово «қаш» в этом значении отмечено в словаре Махмуда Кашгари в XI веке. Вот и завещали абызы дачей такого имени: «Пройди огонь и воду, будь выдержанным, как қаш и будь настоящим человеком, сақ!»…

— А что означает «қаш»?

— Рассеки пополам! В древности это было слово самой сильной клятвы — при обязательном посвящении в настоящего человека каждый молодец и каждая девушка клялись в верности своему народу: «қашшақ!», «қассақ!», «қазақ!»… У каждого слова минимум сорок граней и значений — рассказать обо всех?..

— Ваша книга «Сердце Мира» имеет многоплановый характер, и на многих проблемах, которые в ней затрагиваются, пока нет возможности остановиться. В частности, вы уделяете внимание расшифровке древних пластов казахского эпоса, например, «Кобыланды батыра», «Козы Корпеш — Баян сулу» и других…

— Как раз в тех древних пластах эпоса лежат ключи от многих тайн древности. Их начал расшифровывать Серикбол Кондыбай, умерший в 2004 году.

— Вы пишете, что язык наших предков в древнейшие эпохи стал фундаментом всех языков современного мира…Как вы это можете доказать?

— В книге есть подходы к этому. Нужно сказать, что в былые годы немало было ученых, которые подходили к тем выводам, которые делаются сегодня, в том числе в моей книге, но им не дали продолжить работу. Многие были репрессированы, многие работы пропали, были уничтожены. Имена этих патриотов есть в книге «Сердце Мира»: филолог Сарсен Аманжолов, историки Ермухан Бекмаханов, Алкей Маргулан и многие другие…

— А каково ваше мнение о сегодняшней судьбе казахского языка? Ведь вы и об этом пишете в книге…

— Сегодня две трети казахов живет в Казахстане, остальные за рубежом в разных государствах — и везде разное положение. У российских казахов родной язык находится сейчас на грани полной потери, — там обучение языку практически не ведется, нет учителей. В остальных странах положение несколько лучше, но тенденция та же — везде дело идет к неуклонному уменьшению родной языковой среды. Здесь же очень многое делается для расширения сферы изучения государственного языка, но массового перелома в сознании, по-моему, еще не произошло. Видимо, есть какая-то еще недоработка в самой методике возврата языка к жизни. Язык ведь живет при двух условиях — если в нем есть ежедневная потребность и если есть языковая среда. Первое условие создается государством, второе — теми, кто уже говорит на этом языке: они тоже должны помогать людям, которые желают овладеть языком. При комплиментарном взаимодействии этих сторон и разрешится проблема. Так же конкретно можно решить вопрос о помощи в спасении языка зарубежных сородичей. То есть судьба языка зависит и от каждого из нас: если будем каждый день говорить на нем — язык будет жить, если будем продолжать откладывать на завтра — язык умрет. Родники чистой речи — в ауле, значит, Правительству надо поддержать аул всеми мерами, чтобы молодежи интересно было там жить.

— А что главное вы приобрели здесь, в Актобе?

— Научился не только говорить, но и думать на казахском — есть языковая среда: телевидение, библиотеки, люди. Стараюсь по возможности внести свой скромный вклад в возрождение исторической памяти. Каждый человек несет ответственность перед своими предками — они проливали кровь и пот за нашу землю и свободу, родили нас, чтобы мы чтили их, оставались казахами. И поэтому у всех нас есть ответственность перед потомками — передать им наследие предков, чтобы внуки и пра-внуки были настоящими казахами. Сейчас, конечно, после советского периода, мы разные — подчас и на разных языках разговариваем. В этом есть и сложности, а с другой стороны, возможно, Всевышний сделал это, чтобы в эпоху глобализации наш народ имел высокую конкурентоспособность, умел понимать других и был понимаем другими… Теперь задача — сплотиться в монолит, модернизироваться, овладеть мировыми достижениями, сохранив традиции и язык своих предков…

Жанна ДАУЛЕТКЫЗЫ

Колонка "Взгляд"