Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Защита потребителя: за и против

Казахстанские предприниматели выступили с предложением создать единую службу защиты потребителей. С инициативой на первом заседании Общественного совета по защите предпринимателей при НЭПК «Союз «Атамекен» выступил президент ОО «Союз защиты предпринимателей и собственников» Василий Резван. Он предложил с помощью палаты (НЭПК «Союз «Атамекен») исключить из законодательства плановый контроль, как на Западе.

Союз «Атамекен» за 911

— Как только судья санкционирует поступившую жалобу, по факту идут эксперты трех групп — медицинские, налоговые, полицейские. Вот эти три группы должны быть скоординированы в службу типа 911, — сказал Василий Резван.

Он отметил, что, несмотря на постоянные госпроверки предпринимательской деятельности, потребитель все равно остается незащищенным. В качестве веского довода он привел такой пример.

— Если в пятницу потребитель пойдет к нехорошим предпринимателям в нехорошую точку общепита, и его, не дай Бог, отравят, то до 9 утра понедельника, пока СЭС не заработает, мы ничего на практике доказать не сможем. То есть с пятницы вечера до понедельника защиты потребителя нет, — сказал Резван.

Он уверен, что в случае создания единой службы с прокурорским надзором станет видно, кто из контролирующих органов нужен и кто из них востребован.

— Я уверен, что не больше 10 процентов этих контролеров будут востребованы, остальные 90 процентов — это балласт. Балласт на шее налогоплательщиков, то есть нас. Поэтому системно нужно подойти по этому вопросу к нормативно-правовому акту, — резюмировал Василий Резван и предложил внести соответствующие изменения в законодательство.

 

«Адал» против

У председателя общественного объединения «Адал» по защите прав потребителей города Актобе Багилы Куатовой на этот счет несколько иное мнение.

— Наше общество не является контролирующим органом и ему не присущи карательные функции, — сразу расставила точки над «i» Багила Куатова. — Не надо путать нас с прокуратурой!

Союз предпринимателей «Атамекен» скорее всего не в курсе, чем конкретно мы занимаемся. Мы стоим по разные стороны: они выпускают или завозят некачественный товар, мы — защищаем потребителя в суде, посредством переговоров или медиации. Если  убрать общества по защите прав потребителей, то последние останутся не защищенными.

Но если речь идет о передаче функций в государственные структуры путем открытия отдельного агентства или департамента по защите прав потребителей и наделить их  соответствующими полномочиями, то я и мои коллеги, конечно же, «за».

 

От редакции:

Общества защиты прав потребителей один за другим начали создаваться в стране в 1996 году, после закрытия соответствующих отделов при антимонопольных комитетах. Это была хоть какая-то служба во спасение, ведь на тот момент потребители остались один на один со своими проблемами. Беспомощными и безоружными перед наплывом китайского ширпотреба и продукции безответственных предпринимателей.

Конечно, у общества, как и любого другого НПО, есть свои сильные и слабые стороны. И наверняка пора что-то менять в его работе или структуре. Поэтому не зря атамекеновцы выступили с такой инициативой. «АВ» было бы интересно узнать на этот счет точку зрения своих читателей.

 

Ляззат ЕГИБАЕВА

Колонка "Взгляд"