В декабре 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенцией определено, что понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 июня 1998 года № 248 Казахстан присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
В действующем национальном законодательстве понятия «дискриминация в отношении женщин» не имеется. Но согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан все международные соглашения, ратифицированные Республикой Казахстан, становятся частью действующего права и обязательны для исполнения, следовательно, в юридической практике может использоваться понятие «дискриминация», данное в статье 1 этой Конвенции.
Казахстан является светским государством, и какая-либо дискриминация женщин в связи с половой принадлежностью запрещена. Норм, предусматривающих право наказания мужем своей жены, в законодательстве нет и никогда не было. При наступлении указанных случаев предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Глава 10 КоАП РК включает в себя составы административных правонарушений, посягающих на права личности.
Наиболее распространенным видом правонарушений, посягающих на права личности, являются правонарушения, предусмотренные ст. 73 Кодекса и предусматривающие ответственность за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений.
Так, в 2016 году специализированным административным судом г. Актобе было рассмотрено 820 дел об административных правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений. За девять месяцев 2017 года рассмотрено 779 дел данной категории.
Анализ рассмотренных дел об административных правонарушениях показывает, что в своей основной массе противоправные действия совершаются в отношении женщин, состоящих с правонарушителями в семейно-бытовых отношениях.
Проблема насилия в семье по отношению к женщинам социальная и кроется в гендерных стереотипах, которые с детства прививаются людям. Причины проявления насилия многочисленны, и ни на одно из них в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление.
В этой связи возрастает роль государства в разработке программных документов, определяющих стратегические цели и основные подходы к их реализации в области пресечения бытового насилия и дискриминации женщин в целом.
Между тем следует отметить низкую эффективность как самого наказания за совершение противоправных действий в семейно-бытовой сфере, так и мер административно-правового воздействия, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.
Применение особых требований, устанавливающих запрет для лица, совершившего административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим, могло бы быть наиболее действенным методом для пресечения проявления насилия к лицам, состоящим в семейно-бытовых отношениях. Однако данная мера может быть применена только при наличии у этого лица другого жилища, что практически исключает возможность ее применения.
Амангельды КАЛМУХАМБЕТОВ, председатель специализированного административного суда г. Актобе