Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Защитить компанию от скандалов

Коррупция приводит к разорению транснациональных компаний. Она способна не только лишить полномочий руководителя любого ведомства, но и отправить его под суд. Тренинг комплаенс-офицеров по вопросам оценки коррупционных рисков в учреждениях прошел в Актобе.  

Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по Актюбинской области вместе с молодежным ОО студенческого отряда «Атамекен» провел республиканский практико-ориентированный обучающий семинар для сотрудников антикоррупционного комплаенса.

Всего в зале IT Hub Актобе собралось около 60 сотрудников юридических отделов и кадровиков квазигосударственных учреждений, которые отвечают за антикоррупционную политику. Остальные заинтересованные в теме присутствовали на семинаре дистанционно.

Мероприятие организовали при поддержке управления внутренней политики. Цель тренинга — создание корпоративной системы противодействия коррупции.

— Комплаенс-служба стала одним из эффективных средств профилактики этого негативного социального явления, — отметил первый заместитель руководителя областной Антикоррупционной службы Алмат Мирзалиев. — В настоящее время в области насчитывается 290 субъектов квазигосударственного сектора, в которых осуществляется антикоррупционный комплаенс. В восьми крупных организациях комплаенс-офицеры имеют отдельные должности.

Он отметил, что АРУ имени К. Жубанова прошел сертификацию на соответствие антикоррупционному стандарту ISO 37001 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством», разработанному международной организацией стандартизации.

Работа службы комплаенс играет важную роль в профилактике коррупции, поэтому им и в дальнейшем продолжат оказывать методологическую поддержку.

На семинаре представили информацию по таким важным сферам, как выявление конфликта интересов, внедрение антикоррупционных стандартов, проверка надежности контрагентов, комплаенс-расследования и организации работы «горячей линии». Представители организаций, успешно внедривших институт комплаенса, поделились положительным опытом. Например, комплаенс-служба ФК «Актобе» провела проверку, направленную на пресечение фактов перепродажи билетов на футбольные матчи. Для исключения таких фактов установили лимит: четыре билета на один счет или один номер телефона.

Лекции читал аккредитованный Международной ассоциацией комплаенс-тренер дипломных программ Самат Сарбасов. Он в этой сфере с 2019 года, несколько лет проработал в АО «НАК «Казатомпром», где также занимался комплаенсом. Спикер привел примеры негативного влияния коррупции на бизнес, а также на судьбы топ-менеджеров и даже глав государств. Рассказал о высоком штрафе российской телекоммуникационной компании «Вымплеком» в связи с коррупционным скандалом в Узбекистане, уход с поста и миллионные выплаты короля Испании Хуана Карлоса после подозрений на тайное использование средств мексиканского бизнесмена. Штраф выплатила и компания Rolls-Royce, которая нелегально пыталась получить контракты в ряде стран на продажу электрооборудования, в том числе в РК.

Бок о бок с коррупционными скандалами возможно неэтичное поведение руководства, способное сломать карьеру. Так, генерального директора McDonald’s Стива Истербрука уволили с должности за запрещенный корпоративными правилами роман с сотрудницей. Такие нюансы в серьезных фирмах недопустимы.

Слушатели семинара получили знания, сертификаты и теперь будут внедрять комплаенс в своих учреждениях.

— Мы получаем медикаменты, иногда проходят тендеры для ремонта, — рассказывает юрист Мугалжарской районной больницы Зарина Сегизбаева. — Для нас важна антикоррупционная культура, чтобы был равный доступ к медуслугам у населения, подрядчиков, поставщиков стационара.

Татьяна ТОКАРЬ

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

 

Колонка "Взгляд"